Село Коломна, от Твери 150 верст, от Волочка 20 верст.
Церковь Богородицерождественская, построена в 1851 году, каменная, престола четыре: в холодной: Рождества Богородицы и Святого Благоверного Князя Александра Невского; в теплой: Великомученика Никиты и Святителя Димитрия Митрополита Ростовского.
Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1801 года, исповедальные с 1827 года.
В 1901 году служили: Священник Александр Семенович Глазковский 38-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, священником с 1889 года, состоял законоучителем в двуз земских школах, награжден в 1898 году набедренником. Диакон Николай Иоаннович Капецкий 40-ка лет, в служении с 1882 года, диаконом с 1888 года. Псаломщик Михаил Васильевич Критский 33-х лет, в должности с 1892 года. Церковный староста крестьянин Василий Михайлович Басторин, в должности с 1895 года.
Прихожан в селе Коломне, в деревнях: Белом, Курском, Горчеле, Находене, Заречье, Никулине, Бахмарах – 484 двора (1414 мужчин, 1471 женщина).
В 1915 году служили: Священник Александр Глазковский 51-го года, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Богородицерождественском храме 25 лет. Штатный-диакон Николай Копецкий 54-х лет, на службе 32 года, в Богородицерождественском храме 25 лет. Псаломщик-диакон Михаил Критский 46-ть лет, на службе 23 года.
Прихожан в деревнях: Находно, Заречье, Никулино, Бахмары, Курская, Белая, Горчель – 1067 мужчин, 1125 женщин.
При сей церкви была другая кладбищенская церковь, каменная, освящена в 1861 году, престол один Святой Троицы, находилась она в 1 версте от настоящей церкви на приходском кладбище.
В приходе села Коломны состояло семь часовен: 1) в деревне Никулине, Покрова Пресвятой Богородицы, построена издавна, деревянная; 2) в деревне Заречье, Великомученицы Параскевы, построена в 1853 году, деревянная; 3) в деревне Находне, Преподобного Сергия Радонежского, построена издавна, деревянная; 4) в деревне Горчель, Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба, построена издавна, деревянная; 5) в деревне Курском, Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, деревянная; 6) в деревне Бахмарах, Варлаама Новгородского чудотворца, построена в 1839 году, деревянная; 7) в деревне Белом, Святителя Николая, построена издавна, деревянная.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.
В “Епархиальной хронике” за 1901 год в описании поездки архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия в Вышний Волочек и его окрестности находится указание, что каменная церковь Коломны построена в 1825 – 1845 годы на месте деревянной церкви 1761 г., разобранной за ветхостью в 1827 г. Теплая трапезная была построена в 1829 г., а главный храм отстроен в 1845-м и освящен в 1851 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы архиепископом Гавриилом. Правый придел в трапезной был посвящен святому Димитрию, митрополиту Ростовскому, и освящен в 1831 г., а левый, во имя святого великомученика Никиты, освящен в том же 1831 г. Продолжительность стройки (20 лет), вероятно, была вызвана бедностью прихода. Коломна была внесена в «Список наибеднейших сел Тверской губернии» (1913), нуждавшихся в назначении жалования от казны; этот список был составлен по представлениям окружных благочиннических съездов. В 1882 г. в холодном отделении храма, на левой стороне, был устроен придел во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память мученической кончины императора Александра II.
По материалам статьи Щербакова А.Б., Юркина М.И. К истории села Коломно и усадьбы Залучье // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах. – 2009. – № 11.
КОЛОМЕНСКИЙ ПОДВИЖНИК
20 верстах от г. Вышнего Волочка на шоссе Москва-Санкт-Петербург расположено старинное село Коломна. Здесь 25 августа 1821 г. в семье потомственного священнослужителя родился Александр Васильевич Колокольцов. Его отец, дед и прадед, как следует из архивных документов, еще с 1-й половины XVIII в. служили в церкви Рождества Богородицы этого села.
Время постройки первой деревянной церкви в селе Коломна неизвестно, вторая была построена в 1761 г. после пожара и имела два предела: Дмитрия, митрополита Ростовского, и святого великомученика Никиты.
В документах 30-х гг. XIX в. отец Александра Колокольцова, Василий Семенович, известен под фамилией Коломенский, взятой, видимо, от названия родного села. Фамилию Колокольцов его сын Александр, возможно, получил, обучаясь в Вышневолоцком приходском училище. Эту же фамилию носили и его старшие братья – Семен, также обучавшийся в Вышневолоцком приходском училище, и Афанасий – учащийся Вышневолоцкого уездного училища.
После получения образования два старших брата Александра Колокольцова избрали для себя гражданскую службу. Однако Александр выбрал путь священнического служения. После учебы в уездном училище и Тверской духовной семинарии он возвращается в родное село и в ноябре 1844 г. занимает священническое место, сменив своего отца. По устоявшейся традиции священник вместе с молодой женой поселяется в собственном доме при церкви и берет на себя заботу о престарелых родителях и двух младших братьях. В это время в селе заканчивается строительство новой каменной церкви с холодным и двумя теплыми пределами, и священник занят обустройством церкви, а также посещением этапной тюрьмы «для назидания пересылаемых в Сибирь преступников в обязанностях веры и нравственности». Служение молодого священника встречает одобрение начальства, и уже 16 сентября 1851 г. отец Александр Колокольцов «засоответственное его званию поведение» был награжден набедренником. Однако через несколько лет в семье отца Александра происходит трагедия – в 1858 г. умирает жена, и у него на руках остаются двое детей: дочь – Мария (13 лет) и сын – Василий (11 лет). Но горе не сбило священника с пастырского пути. Он нашел в себе силы, и, откликнувшись на просьбы прихожан, открыл в собственном доме приходскую школу для крестьянских детей.
Надо отметить, что правительственные сельские училища начинают возникать в России с начала 30-х гг. XIX в Появляются они прежде всего в селениях казенных и удельных крестьян. Особенно активно процесс появления училищ в казенных селах пошел после начала крупномасштабной реформы государственной деревни, проводившейся в 40-50 гг. XIX в. министром государственных имуществ П.Д. Киселевым.
В именном указе Его Императорского Величества 1842 г. на имя министра государственных имуществ было отмечено, что «главная цель учреждения училищ есть религиозно-нравственное образование юношества, при содействии духовенства», поэтому наставники для казенных училищ выбирались прежде всего «из местных священников, потом дьяконов и причетников, и уже потом из достойнейших учеников», уволенных из семинарии, не получивших еще мест, но под наблюдением священника. Назначение наставников определялось губернской палатой государственных имуществ и епархиальными архиереями.
Село Коломна было казенным, населенным в основном ямщиками. Сельское приходское училище было здесь открыто еще в 1840г., но в 1858 г. по решению Тверской палаты государственных имуществ было переведено в соседнее село Леонтьево. Для жителей такого крупного села (около 140 дворов и более 400 жителей), которые привыкли видеть своих детей обучающимися грамоте, это было большим неудобством. Отдавать своих детей в соседние училища (Леонтьевское было расположено на расстоянии 15 верст от села, а Тубосское – 25 верст) коломенские ямщики не пожелали и обратились к своему батюшке с просьбой об открытии училища.
Поэтому с 1 октября 1858 г. в собственном доме священника Александра Колокольцова и было открыто второе училище в селе Коломна. После начала занятий священник послал рапорт в Тверскую палату государственных имуществ. Приводим его полностью, ибо в строках этого послания отражены все лучшие душевные качества этого человека.
«Докладная записка Его высокородию исправляющему должность управляющего Тверскою палатою государственных имуществ.
В сентябре месяце сего года, по распоряжению Палаты Государственных Имуществ, из Села нашего Коломна переведено Приходское Училище в Село Леонтьево. Я, ревнуя о пользе душевной моих Прихожан, призвав Господа Бога на помощь, прошедшего Октября месяца 1-го числа, открыл Училище в моем собственном доме, в котором ныне и обучаются грамоте до 40 мальчиков. Но только Училище мое терпит крайний недостаток в Училищных принадлежностях – как то: мало имею столов со скамьями, учебных книг для детей, и равно – наставнических, бумаги, грифельных досок, классической доски и счетов. А потому покорнейше прошу Ваше Высокородие зачислить мое Училище в число – с прочими Училищами, находящимися в Ведомстве Государственных имуществ, исходатайствовать необходимые для обучения мальчиков принадлежности. Должность же Наставника прохожу, и впредь желаю проходить я сам, – безвозмездно. Ноября 13-го дня 1858 года. К сей докладной записке Вышневолоцкого уезда Села Коломна Священник Александр Колокольцов руку приложил».
Такой поступок коломенского священника встретил самое горячее участие со стороны как окружного, так и губернского начальства. Во всех рапортах губернские власти отмечали усердие и благочестие священника и особенно то, что просвещение сельских жителей будет проводиться «безвозмездно». Зимой 1858 г. в училище обучалось уже 82 человека, в основном дети от 7 до 15 лет (68 мальчиков и 14 девочек). Учебные принадлежности приносил священник, книги, бумагу и чернила сами дети. Однако только через год, в августе 1859 г., 1 -й Департамент Министерства государственных имуществ разрешил Тверской палате государственных имуществ отпустить деньги на приобретение классных принадлежностей и причислил училище в селе Коломна в число приходских училищ, состоящих по Министерству государственных имуществ. На содержание училища по 2-му разряду департамент выделил 27 руб. 50 коп. в год, что составляло ничтожный процент от полной суммы, необходимой для содержания училища (189 руб. серебром в год). Предполагалось, что большинство расходов возьмет на себя священник.
Обучение в школе велось по целенаправленной программе, разработанной Министерством государственных имуществ. Преподавались в сельской школе: Закон Божий, священная история Ветхого и Нового Заветов, изъяснение истории и краткий катехизис; русская грамота, чистописание и скоропись; первые четыре арифметические действия с простыми и именованными числами, с подробным объяснением российских мер, весов, монет и показанием употребления счетов.
На протяжении 7 лет отец Александр Колокольцов продолжал свой безвозмездный труд по распространению между крестьянами образования и основ христианской морали. Несмотря на священнические обязанности, которые он должен был исполнять по приходу, а также работу в Тверском епархиальном попечительстве, куда он был избран в 1858 г., священник Колокольцов не только преподавал в училище, но сам ремонтировал и убирал свой дом, где учились крестьянские дети, и часто покупал учебники. Через несколько лет к прежним обязанностям по Коломенскому училищу у него добавились новые – в ноябре 1863 г. по просьбам крестьян окрестных деревень (Заречье, Находня и Никулино) в деревне Заречье было открыто особое отделение Коломенского училища, наставником которого также стал отец Александр. Его служение на учебном поприще было отмечено гражданским начальством. В 1861 г. «за ревностное прохождение должности наставника училища» Александр Колокольцов получил в награду от Министерства государственных имуществ 50 руб. серебром.
В 1863 г. коломенское училище было переведено в разряд земских. Еще через три года было закончено строительство нового отдельного дома для него. Училище разместилось в деревянном одноэтажном доме недалеко от церкви; в трех классах находились ученики, а для учительницы, которая теперь обучала детей, в нем была отведена отдельная квартира. В училище кроме должности учительницы были введены ставки наставника и законоучителя, и можно предположить, что какое-то время отец Александр Колокольцов исполнял эти должности.
Лишь в январе 1865 г. изменившиеся семейные обстоятельства и финансовые затруднения заставили Колокольцова попросить назначить ему жалованье. Однако ответ, поступивший из Палаты государственных имуществ в апреле 1865 г., гласил, что на данный момент денег на жалованье не было.
К сожалению, более точных сведений о последних годах жизни коломенского священника Колокольцова у нас нет. Известно только, что умер Александр Васильевич 15 июля 1874 г., не дожив месяца до 53-летия.
С мудростью истинного пастыря переносил он все тяготы жизни сельского священника: трудился на земле наряду с крестьянами, а также воспитывал и просвещал паству.
После смерти Александра Колокольцова линия коломенских священников Колокольцовых прервалась, однако традиция наставничества и преподавания в сельских училищах осталась.
Перед революцией в приходе села Коломна существовали три земских училища и церковное.
В заключение, хочется отметить, что приходские священники внесли значительный вклад в просвещение и образование крестьян, еще задолго до появления земских школ. Если в начале 40-х гг. XIX в. в казенных селениях было всего 2 училища, то к осени 1858 г. в Тверской губернии числилось уже 54 сельских приходских училища, в которых обучалось более 2 тысяч детей государственных крестьян (1976 мальчиков и 319 девочек), под руководством 60 наставников – учителей, в основном духовного звания.
Священник Александр Колокольцов был одним из тех подвижников, кто по велению сердца возложил на себя обязанности учителя и добросовестно служил и как священник, и как наставник на протяжении всей своей жизни.
Время не пощадило ни церкви, ни училища в селе Коломна. От них не осталось ни следа, а о священниках Колокольцовых, скорее всего, никто не знает. Однако мы должны помнить и знать нашу историю, наше прошлое. Поскольку лишь через познание прошлого мы можем познать будущее и жить в настоящем.
Возродить церковь в селе, скорее всего, уже невозможно, но крест, поставленный в память о тех людях, которые служили здесь в течение сотни лет, вернет частичку прошлого, и тогда в тишине мы услышим звон 6 колоколов коломенской церкви Рождества Богородицы, замолчавших осенью 1935 г.
ПОТАПОВА К.В.,
научный сотрудник отдела информации,
публикации и научного использования
документов Государственного архива
Тверской области, аспирантка кафедры
отечественной истории ТвГУ
г. Тверь
Цветное фото. Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры
Архивное фото. из группы Православный Вышний Волочёк в Контакте.
Цветной рисунок храма с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары – Георгиевский приход села Матвеево
Православные храмы Тверской Земли