До Великой Отечественной Войны на территории нынешнего Тверскойго порта находилась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
К селу Власьеву приписана деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, находящаяся близ деревни Большой Перемерки, в 4 верстах от города Твери, и в 5 от села Власьева. Церковь стоит на самом берегу реки Волги, которая в летнюю пору мирно и тихо протекает мимо ее, и далеко виднеется и на запад и на восток от нее; а в весеннюю водополь с яростью готова, кажется, поглотить ее и унести в волнах своих к далеким водам Каспия. Деревянная, одноглавая, с деревянной же колокольней, вся выкрашенная масляной краской, обнесенная каменной отрадой, церковь эта служит живым священным памятником, свидетельствующим нам об одном из старинных Тверских монастырей. На месте, где она теперь стоит, был в старину Благовещенский Перемерский монастырь.
Вокруг церкви ныне совершенно открытое место; и только на восток за небольшой речкой Перемеркой, и на юг за шоссейной дорогой виден небольшой лес. Жилья вокруг церкви нет кроме одной церковной сторожки. В старину было не так; и вверх по Волге к городу Твери до так называемой Черной-Грязи, и вниз по Волге, а также и на юге шли леса сосновые и еловые, которые в не очень давнее время вырублены. Некоторые из стариков Перемерских и теперь рассказывают, что они слыхали от своих отцов и дедов, что на том месте, где ныне кирпичные заводы, был лес и болото, куда ходили за клюквой, и что это место доныне называется клюковником. Деревня Перемерка стояла около церкви на берегу Волги до 1800 года. Но при открытой местности одинокая церковь еще яснее и живее напоминает о старинном монастыре.
Когда и кем был основан этот монастырь – неизвестно; известно только то, что он был мужской. Здесь Тверской князь Михаил Александрович, внук благоверного великого князя Михаила Ярославича, встретил 3 июня 1390 года митрополита Киприана и его спутников – двух греческих митрополитов и двух епископов Русских, ехавших в Тверь для суда над Тверским епископом Ефимием Висленем. В свите митрополита находился любимый архидиакон его Арсений, впоследствии, епископ и чудотворец, нетленно почивающий в Желтикове. [1] В ХV веке [1436 г.] упоминается игумен Перемерского монастыря Иона. [2] Во время Литовского разорения монастырь был опустошен и разграблен, и долгое время стоял без пения. В 1628 году в нем было две церкви, обе деревянные, одна во имя Благовещения Пресв. Богородицы с шатровым верхом, другая во имя Николая чудотворца. Монастырская вотчина состояла из монастырской запашки и деревни с пустошами. В монастырской запашке было земли, паханной наездом посредственного качества 9 чет. в поле, а в дву потомуж, сена 85 копен, лесу не пашенного от Черной-Грязи [3] по берегу реки Волги едучи из Твери большой Московской дорогой до речки Перемерки, а поперег от Волги до земли Ямской Пустова Почипка [4] две версты поперег. К монастырю принадлежала деревня Логинова, в которой был один крестьянский двор, и еще несколько пустошей, именно: пустошь, что был монастырь Спасскiй на реке Инюхе, [5] Бакшеево, что было село, Соромолотино, два Парфенкова и Ивашково, все четыре прежде были деревнями, – Осенино, Боровиково, Бережок, Карпово, Демидцово, Копнино, Козлово, Глинниково, Хорошино, Настасьино большое и малое, Подболотье, два Семенцова, Сывороткино, Новинки, Бренково, Акишино, Красново, Шелково, Шишкино, Пехово, Стариково, Песок, Борок, Шалимово, Клинково, Устиново, Бекетцово, Белизинково, Терешино, Переменцово, Варыщево, Кузнечково, Овинец, Селиваново, Говорово, Вальцово, Веретенниково. А всего монастырь живущий, да монастырь пустой, да деревня, да сорок пять пустошей, а в них двор крестьяеский; пашни паханной средней земли монастырской 9 четвертей, крестьянской 2; наездом паханной 20, перелогом и лесом поросло 386. Сена 249 копен; лесу пашенного 3 десятины, поверстно две версты поперег. Вотчина эта принадлежала Перемерскому монастырю “по старым писцовым книгам 1540 года письма и меры Ивана Заблоцкого”, – так замечено в писцовых книгах 1628 и 1629 годов [6].
Во второй половине XVII етолетия упоминается весьма кратко о монастыре, и видно, что он клонился к упадку; так в 1652 году сказано, что Перемерский строитель Аркадий переведен был в Кашинский Клобуков монастырь; [7], что было причиной такого перевода – неизвестно; в 1672 году монастырь перестал существовать самостоятельно, и был приписан к Тверскому архиерейскому дому [8].
В каком положении монастырь был в первые пятьдесят лет под управлением архиерейского дома, неизвестно; но с 1726 года имеются уже положительныесведения о том, но Сведения эти весьма печальны. Церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы была деревянная, ризница в ней скудная; приходу 27-мь дворов, земли не много, руги платилось из архиерейского дома священнику с причетниками деньгами по два рубля, хлебом: ржи по четверти, и столько же овса – на год, да для Божественной службы выдавалась всякая церковная потреба: свечи, ладан, вино церковное, из дома же архиерейского. При церкви были священник и два причетника. Очевидно монастырь был обращен уже в приходскую церковь, получавшую себе малое пособие из архиерейского дома. На беду церковь 16-го августа 1726 года в 7-м часу ночи вся сгорела; с ней сгорела и утварь церковная: евангелие напрестольное, крест напрестольный, сосуды оловянные, запрестольный образь Божией Матери; из облачений ризы бумажные выбойчатые, две ризы полотняные, пояс шелковый, две поручи; в церкви царские двери, образ Спасителя, образ Благовещения Пресв. Богородицы; образ Одигитрия Богородицы, образ Сергия чудотворца, образ Николая чудотворца, образ Антония великого местные; на аналое два образа штилистовые в окладе, один Воскресения Христова, другой Благовещения Пресв. Богородицы, Деисус и с праздники. Книг: триодь постная, триодь цветная, псалтырь следованная, еще псалтырь малая, два октоиха, шестоднев, часослов, житие чудотворца Николая, три каноника, Евангелие толковое, апостол и требник сохранились случайно, потому, что до пожара взяты были священником из церкви на дом. Под грудами пепла отыскали колокольной меди пуд тридцать фунтов, да колокол – весом в полчетверти пуда, – да железа горелого, крюков и гвоздей пуда с три. От чего пожар произошел, неизвестно.
В том же 1726 году священник Емельян Иванов с прихожанами подали прошение к преосв. Феофилакту о том, чтоб дозволено им было вместо сгоревшей церкви построить новую деревянную же церковь в тоже наименование. В справке по этому делу о приходе и о причте написаны следующие подробности, от части уже нам известные: прихода было 15 дворов, да Петра Артемьича Лобкова [9] в новопоселенной деревне Иванкове 6 дворов, его же Лобкова в Кольцове дор с дворовыми людьми, да на новой Перемерке архиерейский двор, да четыре двора служителей архиерейских, и того 27 дворов. “Нет основания думать, что прихожане были особенно зажиточны, кроме разве Лобкова. “Поповской пахатной земли на разных полосах высевалось ржи по три четверти с осминою в поле, а в дву потомуж; да две пустоши Большое Парфеново, и Маленькое Парфеново, на обеих высевалось по осьмине; да сеннаго покосу на этих пустошах по 50 копен. Да сверх того из архиерейскаго дому давалось священнику с причетниками руги: денег по два рубля, хлеба ржи по четверти, овса по томуж в год; да для Божественной службы выдавалась всякая церковня потреба: свечи, ладон, вино церковное из дому же архиерейскаго”.
Как ни скудна была эта выдача из архиерейского дома на содержание церкви и причта Перемерского, но кажется и она казалась тяжкой архиерейскому дому; ему хотелось отделаться и от нее. Когда священник и прихожане Перемерские подали прошение о построении новой церкви на место сгоревшей; то преосв. Феофилакт приказал спросить священника, может ли он довольствоваться приходом без руги из архиерейского дома? Священник отвечал: может; тогда владыка позволил строить новую церковь. В октябре 1727 года она была уже готова к освящению, и освящена с благословения того же преосв. Феофилакта очередным соборным священником. [10] Приичта было в это время священник, дьячек и пономарь; а в 1760 годах был уже и диакон. Каково было их содержание, понять не трудно.
Но как ни было скудно содержание церкви и причта, все таки они существовали, и за существование свое не боялись до 1800 года, до начала нынешнего столетия. С этого времени начались грозные опасения; начались они, по видимому, нежданно, негаданно. Церковь давно существовала близ реки Волги, на том месте, где стоял в древности монастырь; давно заливалась в весеннюю водополь водой; дома и усадьбы священно-церковнослужителей давно подмывались водой и гнили; давно страдали от водополья и дома крестьян, живших около своего храма, и на берегу реки Волги; – но никто об этом ничего не говорил. Все думали, без сомнения, помня старинное место монастыря, что тут и должна стоять церковь Божия, на прежнем месте; монастыря, как священный памятник о монастыре. Но вот в 1800 году встретилось искушение, против которого не устояли прихожане, и которое повлекло за собой опасность для самой церкви; жители деревни Перемерки, жившие доселе около своей церкви, на берегу Волги, и терпевшие очень много от наводнений ей в весеннюю водополь, решились теперь переселиться на большую С.П. Бургскую дорогу, на которой на их реке Перемерке еще Екатериной Великой построен был прочный каменный мост, вместе с тем они задумали туда перенести и церковь свою; и вот в 1800 г. подали они прошение преосвященнейшему Павлу, в котором писали: “Церковь наша стоит близ реки Волги, где не редко подходит Волжская вода; а кольми паче наши домы по нискости места весьма водою потопляет, от чего, мы принуждены на другое место переселиться, и построились все по плану па большой С.П. Бургской дороге. В весеннее время ходить нам в церковь весьма не способно, да и от реки Волги опасно, а нынешнею [1800 г.] весною даже в церкви вода была. “А священник с причетником, – продолжали писать прихожане, по нискости места от наводнения пришли в разорение; почти все строение у них поломано и размыто”. Забыли прихожане, что церковь их, как старинный памятник, стоит на том самом месте, где прежде был монастырь, и где молитвы иноков возносились к Господу Богу, где покоятся кости этих самых иноков, быт может сиявших чистотой и непорочностью жизни. Владыка приказал представить справку; по справке оказалось, что церковь имеет весьма мало приходу, всего 3 двора, а указных тоже 25 дворов, и потому владыка написал: “оставить церковь на прежнем мести впредь до совершеннаго ея обветшания, а прихожан приписать куда нибудь к другому приходу”. Так неожиданно разразилась гроза над Перемерскими прихожанами.
Церковь стояла до 1814 года; в мае этого года прихожане подали к преосв. Мефодию прошение, в котором просили владыку дозволить им построить в их селении при С.П. Бургской большой дороге, в место прежней деревянной их церкви, каменную. “Для продовольствия священнику с причетниками, писали они, – состоит 50 десятин земли”(11) Владыка приказал рассмотреть дело Консистории, а Консистория предписала со своей стороны местному благочинному освидетельствовать во первых место, на котором предполагалась постройка каменной церкви, – во вторых – сумму, сколько ее на лицо, – потом отобрать от просителей известие, точно ли они согласны, по недостатку наличной церковной суммы, построить ту церковь на свой счет и во сколько именно лет, и объявить им, чтобы они представили план с фасадом. Благочинный донес, что место избрано при въезде в деревню из города Твери, что денег 125 руб., что прихожане согласны построить церковь на свой счет в течении 8 лет, и что план в скорости представят. Но в просьбе было отказано; и даже церковь деревянную велено упразднить и утварь из нее перенести во Власьевскую церковь. Туда же приписать и приход и церковную землю [июн. 27 1815 г.]. Оставшемуся без места пономарю велено немедленно приискивать другое место. – Гроза разразилась во всей силе.
Горько было Перемерским прихожанам решиться отдать церковное имущество в чужую церковь. Староста села Перемерки и другие приходские люди не допускали благочинного взять это имущество и много премного кричали: “недадим имущества церковного! Не слушали указа!” Они, обратились с новой просьбой к преосв. Серафиму, и в прошении своем прописывали, что они остаются крайне обиженными, и снова просили дозволить им построить каменную церковь; но и преосв. Серафим не разрешил, и Консистория сообщила Тверскому Губернскому Правлению, чтобы оно полицейскими мерами заставило Перемерских прихожан отдать церковное имущество во Власьевскую церковь. Полицейские меры принудили прихожан исполнить требование епархиального начальства и в ноябре 1815 года церковь была упразднена и все имущество церковное перенесено во Власьевскую церковь.
Осиротевшие прихожане Перемерские просили теперь об одной милости, чтобы дозволено им было хоронить тела умерших отцов и братьев их при прежней их церкви. Им дозволено это, но с тем условием, чтобы в самой той церкви, как уже упраздненной, священнослужения отнюдь отправляемо не было [12]. Теперь и это дозволение хоронить умерших при их церкви казалось для прихожан милостью. Ободренные ей,они осмелились – было просить преосв. Серафима возвратить им утварь церковную, и хотя по двунадесятым праздникам дозволено совершать в ней службу Божию; но им в этом было отказано, а напротив еще велено было спросить как их, так и Власьевских прихожан, на какой предмет удобнее и полезнее можно употребить строение этой упраздненной деревянной церкви? Не легко было отвечать на этот вопрос Перемерским прихожанам; они сказали, что желают, чтобы это строение оставлено было при их кладбище в виде часовни, а Власьевские прихожане, а равно и местный благочинный лучше хотели строение продать и деньги употребить на то, чтобы вместо ветхой деревянной устроить железную крышу на их Власьевской церкви. Но ни то, ни другое желание не исполнилось: велено было весь деревянный материал употребить или на печение просфор, или сжечь на уголье для Власьевской церкви, буде на другие по той же церкви надобности в натуре оный лес употреблен быть не может.
Но церковь простояла еще 20 лет. Какой-то таинственной, непостижимой силой она охранялась и оставалась на том месте, где в древности был монастырь. Настал 1837 год; на Тверской кафедре был уже около шести лет преосв. Григорий, впоследствии митрополит С.П. Бургский; он с высоким богословским образованием соединил и любовь к церковным старинным памятникам, хотя по духу тогдашнего времени и должен был сам разрушать такие памятники [13]. К нему обратились Перемерские прихожане с просьбой дозволить им возобновить существующую при их селе деревянную церковь. Они знали, что сам преосвященный сочувствовал и толковал, что у них прежде был монастырь, сам даже осматривал их церковь и всю местность. Владыка приказал освидетельствовать их церковь и сделать справку, в каком она расстоянии от Власьева, а Власьевских священноцерковнослужителей спросить, согласны ли они будут на возобновление Перемерской церкви. По освидетельствовании церкви оказалось: внутри стены и потолок были в твердости; из пола несколько половиц вынуто бывшим Власьевским священником Иоанном Андреевым для починки во Власьевской церкви; стены вокруг крепки, только с северной стороны исподнее бревно поветшало: паперть ветха, крыша на всей церкви и колокольне ветха; к поправлению ветхостей надежна. “Просители с своей стороны обещались полы перебрать, ветхое бревно вынуть и вставить новое на камнях, паперть сделать новую, колокольню перебрать и подвести под нее четыре столба кирпичные, церковь и колокольню покрыть новым тесом, главу обить железом, стены церковные снаружи обшить тесом, и всю наружность окрасить на масле. Власьевские священноцерковнослужители со своей стороны изъявили согласие на возобновление Перемерской церкви, – в том случае, если прихожане Перемерские во все воскресные и праздничные дни к Богослужению приходить будут в Власьевскую церковь, не требуя в возобновленной церкви особого отправления службы; а в другие обыкновенные дни, когда случиться может погребение усопшего и потому подобное поминовение, будут служить в ней, и чтобы по окончании каждого Богослуженяя свечную, равно и кошельковую сумму им священноцерковнослужителям дозволено было отбирать во Власьевскую церковь.
По видимому все шло благоприятно для Перемерских прихожан; и однакож в прошении им было отказано. [14] Церковь обращена была только а часовню.
Прошло еще пять лет, в 1842 году прихожане Перемерские подали новое прошение к тому же преосв. Григорию о том, чтобы им дозволено было возобновить их часовню, потому что она приходила в ветхость; владыка разрешил возобновить и она была возобновлена по плану в лучшем виде.
Наконец настал 1844 год; Перемерские прихожане еще раз обратились к преосв. Григорию с просьбой сделать их часовню кладбищенской церковью; они единодушно желали устроить новый иконостас, или возобновить старый, устроить престол и жертвенник и сделать ее приписной церковью к селу Власьеву; владыка разрешил в декабре 1844 года. Вместе с тем приказал возвратить и церковную утварь и все церковное имущество из Власеьевской церкви, и сам освятил церковь сентября 24 дня.
И вот церковь вновь упрочилась на прежнем месте, и продолжает служить священным памятником, свидетельствующим о древнем Перемерском Благовещенском монастыре.
И несказанна была радость Перемерских прихожан. Когда преосв. Григорий переведен был в 1848 из Твери в Казань а ему нужно было по пути проезжать мимо, деревни Перемерки; жители Перемерские все от мала до велика вышли с хлебом-солью к нему, пали на колени и со слезами благодарили его за то, что он дал им церковь.
1) Из церковных древностей ничего не сохранилось в Перемерском храме. Он весь обновлен усердием Перемерских жителей, которые для того жертвуют не мало и от кирпичных заводов, отдаваемых ими в аренду, и из других источников. Храм содержится весьма чисто и благолепно. Во Власьевской церкви сохранился один лист из книги, принадлежавшей Перемерскому Благовещенскому монастырю, и только. За то в ограде около Благовещенской церкви есть не мало памятников из белого камня с древними надписями, вросших со всем в землю. К несчастью разобрать эти надписи нет никакой возможности. Местные крестьяне передают, что преосв. Григорий приезжал к ним и через зеркалцо разбирали эти надписи, но разобрали их или нет, они не знают. “А старики наши нам говорили, – толкуют Перемерские крестьяне, – что тут около церкви Божией похоронено 12 архимандритов”.
К юго-востоку от церкви видны остатки монастырского пруда, с каждым годом заносимого илом и землей.
2) При Перемерской церкви земли нет; а есть лес мелкий дровяной в пустоши Жукове 11 десятин, и в другой пустоши Парфенковой 33 дес., из них 9-ть под Николевской Желзной Дорогой. Лесом и землей ныне пользуются Власьевские священноцерковнослужители. [15]
__________________________________
(1) Карамз., том V примеч. 232.
(2) Наездом, у Строева стр. 481, № 40.
(3) Чорная Грязь – болотистое место верстах в 2-х от Твери.
(4) Починком называлось место, где стояли овины и сараи, при которых была Земля пахатная.
(5) Где именно находился этот монастырь – пока еще неизвестно.
(6) См. Тверск. Губер. Ведом. 1852 года № 10, где помещена выпись из писцовых книг 1828 и 1829 годов.
(7) У Строева стр. 481 № 49.
(8) Того же.
(9) Кто был этот Лобков неизвесно.
(10) Дело 1726 г.
(11) Дело 1814 г. При церкви Перемерской был тогда только один пономарь, а священника и диакона не было, да и пономарь по причине наводнения, переселился в Перемерки.
(12) Дело 1816 г.
(13) См. статью напр. село Савватьево в конце и еще в последствии увидим из описания сел: Саввина, Тумени, Нектарьева.
(14) Кажется потому более, что преосв. Григорий в это время был под гневом Обер-Прокурора Св. Синода графа Протасова: и не осмеливался ходатайствовать перед Св. Синодом об открытии нового прихода.
(15) При деревне Малой Перемерке был монастырь св. Георгия; но ни места этого монастыря, ни каких памятников о нем не сохранилось.
По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. № 17. 1883 г. Часть неофициальная.
Православные храмы Тверской земли