Святость – одно из свойств Божественного естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре.
Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней понимается причастность святости Божией. По отношению к тварным существам эта святость означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастности к полноте нравственного добра, присущего Богу с другой.
Церковь свята, прежде всего, потому, что свят Ее Глава, Господь Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу начатки плодов, первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы – первый сноп пшеницы, и считалось, что – то благословение, которое призывается на эти начатки, распространяется на весь урожай. Используя это понятный современникам образ, Апостол Павел говорит о Христе, как о Начатке: «Если начаток свят, то и целое…» (Рим. 11, 16) .
Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего – либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25 – 27).
Источники основание святости Церкви находится в ее главе и в Святом Духе, который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с Ее Главою, освящая их через Слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам споспешествует. все члены Церкви Божией – это храмы Божии (1 Кор. 3, 16 – 17) или храмы Духа Святого (1 Кор. 6, 11).
Все члены Церкви призваны к святости: «… плод вам есть святость…» (Рим. 6, 22). «Церковь называется святой, не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди религиозной степени святости». При этом, во все времена были и есть такие члены, которые достигали полной святости, то есть святые, неисчислимый сонм праведников всех времен и народов. В то же время Церковь никогда не была заповедником святых, даже и в апостольский период своей истории. для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 6 главу 1-го Послания к Коринфянам. Таким образом, «Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников». Апостол Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: «а в большом доме есть сосуды не только золотые и серебренные, но и деревянные и глиняные…» («Тим. 2, 20).
Один их главных аспектов святости Церкви – это непогрешимость Церкви в ее учении. Как понимать непогрешимость? Господь Иисус Христос и Святой Дух пребывают в Церкви вовек. Церковь обладает полнотой Божественных сил, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), согласно обетованию Господа. Именно поэтому, Апостол Павел называет Церковь «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15). По словам священномученика Иринея Лионского, «в Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте вложили все, что принадлежит истине». Непогрешимость Церкви состоит в хранении истины Христова учения от примеси какой – либо лжи, неверности, без убавления от нее и прибавления к ней. Сама Церковь постоянно следит за тем, чтобы ее учение не повреждалось. Предмет непогрешимости Церкви составляет только завещанные ей истины Божественного Откровения. в Послании Восточных Патриархов (гл.12) сказано: «Говоря, что учение Церкви непогрешимо, мы не утверждаем ничего более, как именно то, что оно неизменно, что оно то же самое, какое было предано ей изначала, как учение Божие». Следовательно, непогрешимость Церкви в вопросах вероучения распространяются только на истины вероучительные, но не имеет отношения к истинам естественнонаучным, а также к суждениям Церкви по вопросам социальной, политической, экономической, культурной жизни и т.п.
Иерей Максим Мищенко
Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»