Священное писание говорит о служени Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Апостол Павел пишет: «Бог послал Сына своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных…» (Гал. 4, 4 – 5); «… уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания Нашего, Иисуса Христа…» (Евр. 3, 1). Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их Апостолами, то есть посланцами. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Однако этим апостольство, как свойство Церкви, не ограничивается.
Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2, 20). Таким образом, апостолы являются основанием Церкви в хронологическом смысле – они стояли у истоков ее исторического бытия. Кроме того, они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили и начала ее канонической структуры, чтобы все было благообразно и по чину. Они поставили первых епископов, установив иерархическую структуру Церкви. это есть чисто внешняя историческая сторона апостольства Церкви.
Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь и по самому своему существу должна быть именно такой, какой она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до скончания века.
Во-первых, это учение, переданное апостолами или апостольское Предание. В апостольских посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например, «…Братия, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом или посланием нашим» (2. Фес. 2, 15) или «Держитесь образца здравого учения, которое ты слышал от меня…» (2 Тим. 1, 13). Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует отдаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим 6, 20). Эти слова Апостола Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной самим Господом: «… а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17) .
Апостол Павел говорит о высоте и неизменяемости всего Евангельского благовестия и апостольской проповеди: «Но, если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).
Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «…есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно их обрезанных, каковым должно заграждать уста…» (Тит. 1, 10 – 11) .
Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение. Поэтому вторая сторона апостольства Церкви – это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. Иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: «…Он поставил одних Апостолами, …иных пастырями и учителями, и совершению святых, на дело служения…» (Еф. 4, 11 – 12). Священство предполагает избранничество свыше: «И никто над собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4). Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы не имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше.
Иерей Максим Мищенко
Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»