Значение праздника Пасхи

0 0
Read Time:9 Minute, 6 Second

Историческое содержание пасхального богослужения

В Православной Церкви каждый праздник имеет свое идейное содержание, которое отражено в его чинопоследовании и в песнопениях из его службы. При этом в идейном содержании любого праздника можно выделить два аспекта: исторический (воспоминание исторических событий, послуживших основанием для установления данного праздника) и догматический (прославление Бога и литургическое осмысление в праздничных песнопениях тех догматов и вероучительных истин, которые наиболее тесно связаны с данным празднуемым событием). Кроме того, в чинопоследовании и песнопениях праздника всегда содержится идея духовной радости и торжества Церкви по поводу празднуемого события (особенно это характерно для двунадесятых и великих праздников). И вот, в идейном содержании рассматриваемого нами пасхального богослужения присутствуют и довольно четко отражены все три указанных выше момента.

В Священном Писании не говорится о том, как происходило само воскресение Христа, ведь никто из учеников Христа не был очевидцем этого величайшего чуда, а повествование о Воскресении начинается с описания шествия мироносиц ко Гробу и явлений Воскресшего. Поэтому к историческому аспекту пасхального богослужения главным образом относится воспоминание тех событий, которые непосредственно последовали за Воскресением. Наиболее четко эта тема отражена в следующем песнопении: «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека; видите гробные пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий» (Ипакои Пасхи, гл 4), перевод «Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!». Подобное краткое описание событий, случившихся рано утром в день Воскресения Христова, мы встречаем в тропаре 7-й песни пасхального канона: «Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху; Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующеся Живому Богу, и Пасху Тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша» (тропарь 7-й песни пасхального канона), перевод: «Жены умудренные Богом с благовониями вслед Тебе спешили. Но Кого они, как смертного, со слезами искали, Тому с радостью поклонились, как живому Богу, и Пасху таинственную ученикам Твоим, Христе, благовествовали». Также о событиях, связанных с воскресением Господа, говорится в стихирах Пасхи и в некоторых других песнопениях. Кроме того, само чинопоследование пасхального богослужения представляет собой актуализацию некоторых событий, последовавших непосредственно за Воскресением. В частности, перед крестным ходом в воспоминание того, что «тайну Воскресения Христова первыми узнали и прославили Ангелы, а не люди», в алтаре, как бы на небе, поется песнь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и как на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить), при пении которой священнослужители, облаченные в белые одежды, «как Ангелы – вестники небесной и всемирной радости, выходят из алтаря». Крестный ход, совершаемый затем, символизирует жен-мироносиц, шедших ко гробу Спасителя в предутренней мгле, чтобы умастить тело Его ароматами, при этом после крестного хода верующие останавливаются перед «плотно затворенными дверьми храма, как бы перед входом в пещеру Гроба Господня» , а начало утрени и пение 1-й раз тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых…» совершается вне храма в воспоминание того, что Воскресение, по учению Церкви, совершилось прежде, чем растаяла печать на гробе Искупителя, потому оно и прославляется прежде открытия врат церковных (которые символизируют запечатанный вход в пещеру гроба Христова) и последующее открытие этих врат «означает отверстие гробовой пещеры Спасителя по Его воскресении.

Также к исторической части идейного содержания пасхального богослужения относится воспоминание сошествия Христа во ад. Хотя хронологически это событие предшествует Воскресению и в историческом контексте относится скорее к Великой Субботе, но в то же время, по своему смыслу оно тесно связано с воскресением Христа: Своим сошествием во ад Христос сокрушает и стирает «вереи вечные» и воскрешает этим весь падший род человеческий. Поэтому в некоторых пасхальных песнопениях и говорится о сошествии Христа во ад. В частности, ирмос 6-й песни пасхального канона звучит следующим образом: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечные, содержащия связанные, Христе, и тридневен яко от кита Иоан, воскресл еси от гроба» перевод: «О, Христос! Ты сошел в глубочайшие места земли и сокрушил засовы вечные, державшие заключенных в оковах, и на третий день, как из кита Иона, воскрес из гроба». Также о сошествии Христа во ад говорится в некоторых запевах на 9-й песни пасхального канона и в песнопениях пасхального часа. Кроме того, этой теме посвящена существенная часть «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста, в которой святитель говорит о неразрывной связи между сошествием Христа во ад и Его победой над смертью, Его Воскресение: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад… Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» (1Кор. 15:55). Воскрес Христос, – и ты низложился…». Интересен также тот факт, что византийские и древнерусские изображения Сошествия Христа во ад воспринимались современниками как иконы Воскресения, тогда как само событие Воскресения как таковое, то есть выход Господа в ожившем теле из закрытого камнем гроба, не изображалось в византийской и древнерусской иконографии по той причине, что оно не описывается в канонических Евангелиях.

Догматическое содержание пасхального богослужения

Из догматических идей, содержащихся в пасхальном богослужении, в первую очередь следует выделить прославление Христа как Предвечного Бога, Предвечного Логоса. Это отражено в пасхальном Евангелии на Литургии, на которой читается 1-е зачало Евангелия от Иоанна. Выбор именно этого текста, как отмечают православные толкователи, обусловлен тем, что в 1-м зачале Евангелия от Иоанна наиболее ясно говорится о Божестве Спасителя («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3)), Которое и обнаружилось самым очевидным образом в Его Воскресении.

Самая же важная догматическая тема пасхального торжества – победа Христа над смертью и дарование людям вечной жизни. Эта тема отражена в большинстве праздничных песнопений и, можно сказать, является центральной темой пасхального богослужения, так как именно о победе над смертью говорится в кратком пасхальном тропаре, который многократно поется в течение всего богослужения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», перевод: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав». Также торжеству Христа над адом и смертью, главным бедствием человечества, которое делает все существование человека бессмысленным, посвящено «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста, в котором можно найти следующий гимн Воскресению Христову: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, – и ты низложился; воскрес Христос, – и пали бесы; воскрес Христос, – и радуются ангелы; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мёртвого ни одного нет во гробе». В другом слове на Пасху тот же святитель говорит: «Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю, лице смерти? Даже самое имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном». Действительно, Воскресение Христово изменяет падшую природу, открывает возможность освящения самой смерти; отныне смерть уже не тупик, а дверь в Царство Божие. Сам праздник Пасхи Православная Церковь переживает как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению. Вот поэтому в тропарях пасхального канона и стихирах Церковь прославляет Христа – Победителя смерти: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго» (тропарь 7-й песни пасхального канона), перевод: «Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, иной – вечной – жизни начало, и в восторге воспеваем тому Виновника – Единого благословенного Бога отцов и препрославленного».

Эта присущая празднику Пасхи тема полного торжества Жизни над смертью, нетления над тление, вечного над временным окрашивает пасхальное богослужение в необычайно радостные, светлые тона, так что само это богослужение воспринимается и всегда воспринималось христианами как «праздников праздник и торжество из торжеств» (ирмос 8-й песни пасхального канона).

В Священном Писании говорится о том, что жены-мироносицы, получив от Ангела известие о воскресении Христа, с «радостью великою побежали возвестить» об этом апостолам (Мф. 28:8). Также возрадовались и сами апостолы, когда увидели воскресшего Господа (Лк.24:41; Ин.20:20). Кроме того, Сам Господь перед Своими страданиями предсказал: «Вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). И вот, во исполнение этого пророчества и в воспоминание той радости, которую имели мироносицы и апостолы, Церковь каждый год вновь переживает эту пасхальную радость, и поэтому все пасхальные песнопения в высшей степени наполнены духовным веселием и радостью о Воскресшем. Уже в самом начале пасхальной утрени Святая Церковь словами 67-го псалма призывает всех верующих причаститься этой высшей радости: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь» (4-й стих пасхального начала). Также к радости призывает нас и следующий тропарь 1-й песни пасхального канона: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное», перевод: «Небеса достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует и весь мир, как видимый, так и невидимый: ибо Христос восстал, веселье вечное». Эта тема радости о воскресшем Господе звучит и в тропаре 4-й песни канона: «Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше, играя; людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен», перевод: «Богоотец Давид пред ковчегом, подобным тени, скакал, играя; мы же, святой народ Божий, исполнение прообразов видя, возрадуемся боговдохновенно, ибо воскрес Христос, как всемогущий». О радости говорится даже в праздничном синаксарии: «Радующееся преестественне со светлостию Воскресение празднуем, радость образующе, еюже естество наше милосердия ради милости Божия обогатися», перевод (Оттого-то в преизбытке веселья и празднуем мы с великой пышностью Его воскресение, запечатлевая радость, которой по милосердию Божию обогатилось наше естество). Множество иных песнопений также проникнуто духовной радостью о воскресшем Спасителе. Таким образом Святая Церковь всю пасхальную службу «Слила, так сказать, в одну, почти непрерывную песнь, от начала до конца исполненную торжественных и радостных звуков! В этой песни не слышно горестных воспоминаний о грехе, о суде и наказании; здесь все – и всё: и небо, и земля, и преисподняя – приглашаются к одному духовному веселию, к хвале и благодарности, как будто Церковь перестала уже быть воинствующею на земле, а сделалась торжествующею на небесах, образ чего она являет в отверстых вратах алтаря», которые не закрываются в продолжение всей Светлой седмицы.

Таким образом, мы видим, что идейное содержание богослужения Пасхи, самого главного для православных христиан праздника, многосторонне и включает в себя не только воспоминание и актуализацию событий Воскресения, но и их богословское осмысление, и духовно питает как ум, так и сердце человека. Именно поэтому православные храмы всегда заполнены на Пасху молящимися людьми, каждый из которых находит возможность приобщиться к пасхальному торжеству, к ликованию всей Церкви, что отражено в «Огласительном слове» святителя Иоанна Златоуста, который призывает: «…все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все; телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство».

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Пасха. История праздника
Next post Вторник страстной седмицы. Священник Антоний Русакевич

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы