Медиахолдинг РИА «Верхневолжье» и портал «ТОП Тверь» продолжают проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
СЕГОДНЯ, ПЕРЕД ВЕРБНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ, ВЛАДЫКА АМВРОСИЙ РАССКАЗЫВАЕТ, ЗАЧЕМ ПРИНОСИТЬ ВЕРБУ В ЦЕРКОВЬ В ЭТОТ ДЕНЬ И ЧТО С НЕЙ ПОТОМ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОНА ОСВЯЩЕННАЯ?
Некоторые церковные традиции с течением времени изменили свой смысл, зачастую на прямо противоположный. И представление о том, что в церкви освящаются веточки дерева — вербы, пальм, или любые другие — в день Входа Господня в Иерусалим — не совсем верное. Если обратить внимание на слова молитвы перед окроплением людей с ветвями святой водой — то в ней речь идет скорее не об освящении верб, но об освящении людей, которые стоят в храме с ветвями в руках. О благословении верных, входящих в седмицу Страстей Христовых.
Веточки верб используются нами как символ приветствия Христа. Символ того приветствия, которым встречали его жители Иерусалима две тысячи лет назад, держа пальмовые ветви в руках и восклицая “Осанна”. Поэтому, если говорить о символизме этого действия, то с веточками верб стоит скорее приходить в церковь, чем для того, чтобы идти туда, чтобы непременно взять вербу. Иначе говоря, важно принести в храм символ приветствия Христу, а не унести его оттуда. И уж тем более я не вижу особенного смысла приходить в храм в этот день только за вербой, без богослужения.
Верующие стоят во время богослужений Входа Господня в Иерусалим с распускающимися ветвями в руках, которые символизируют еще и воскресение из мертвых. Ветви, которые казались совсем еще недавно безжизненными — оживают. И мы верим, что оживем вслед за Христом, который первым из людей воскрес из мертвых, об этом поется в тропаре праздника: “мы, носящие знамя победы, поем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне”.
По благочестивой традиции верующие хранят вербу в святом углу в течение года, как напоминание о Пасхе Христовой. Обычно, когда заменяют старую вербу на новую, прошлогоднюю сжигают, чтобы она, бывшая символом нашего ожидания Христа, не была попираема и не оказалась среди мусора.