В день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие – Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. “Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы”, исткал себе печать от Её крови и “не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое”. Творческое Слово, Которое было в начале, Которое вело еврейский народ в пустыне и являлось в столпе облачном, принимает наше человечество, чтобы обожить его.
О явлении Архангела Гавриила Деве Марии повествует только святой евангелист Лука – в первой главе своего Евангелия (стихи 26-38). Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Ангел Гавриил (или Архангел, как принято его называть) был послан от Бога в малоизвестный город Назарет, находившийся в колене Завулоновом в северной части Палестины, к Деве по имени Мария, обрученной мужу именем Иосиф, из дома Давидова (Лк. 1, 26-27). “Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами” (ст. 28).
Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять об их значении. Успокаивая Её, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Спасителя мира: “…не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца” (ст. 30-33).
Древнее царство Давида, в котором Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Рождества Христова, его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. Пророки предсказывали, что с Его пришествием царство Давида будет восстановлено и станет Царством Мессии, в которое вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Ис. 2, 2-3; 42, 1-12; 54, 12-14; Дан. 2, 44; 7, 13-14; Зах. 9, 9-11).
Пречистая Мария, обещавшая Богу навсегда сохранить Свое девство, в недоумении сказала Ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1, 34). Небесный Посланник ответил Деве, что воплощение Сына Божия произойдет сверхъестественным образом, без мужа, бессеменное зачатие произведет Дух Святой, и таким образом Её обет не будет нарушен: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (ст. 35). Пресвятая Дева не потребовала от Архангела “никаких доказательств, но он сам, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету”, зачавшую Предтечу Господня Иоанна в глубокой старости, по изволению Божию: “Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово” (ст. 36, 37). Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (ст. 38). После сего Ангел отошел от Неё.
О событии Благовещения косвенно упоминает святой апостол Павел: “…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены” (Гал. 4, 4).
Согласно “Протоевангелию Иакова” и “Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя” (известной также как “Евангелие псевдо-Матфея”) – апокрифам II века – Пресвятая Дева Мария услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она пряла завесу для Иерусалимского храма, согласно выпавшему Ей жребию. Согласно “Протоевангелию Иакова”, эти события следовали непосредственно одно за другим, а по “Евангелию псевдо-Матфея” – между ними прошло три дня. Так, в первом из указанных апокрифов, в десятой главе, говорится о том, что Пресвятой Деве было поручено прясть завесу из пурпура и багрянца для Иерусалимского храма. Далее следует описание самого Благовещения: “… и, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещавший: “Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Господень и сказал: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь во славу Его”. Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: “Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?” И сказал Ангел: “Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рожденное Тобой Святое наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой”. И сказала Мария: “Я раба Господа, да будет Мне по слову твоему”. И кончила Она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил Её и сказал: “Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле”.
Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника Благовещения.
Кроме того, предание говорит, что Пресвятая Дева ещё при жизни Своих родителей хорошо изучила Священные Книги и, когда к Ней явился Небесный Благовестник, она имела в уме слова пророка Исаии (Ис. 7, 14). Это предание также нашло отражение в иконографии.
НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА
Современное название праздника – Благовещение– засвидетельствовано лишь с VII века. Древние христиане давали празднику Благовещения разные наименования: День приветствия, Возвещение, День или Праздник Благовещения, Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии, Приветствие Марии, Благовещение святой Марии о зачатии, Благовещение о Христе, Зачатие Христа, Начало искупления, праздник Воплощения.
В Типиконе Великой Церкви (Святой Софии Константинопольской, IX-X вв.) праздник назван “Благовещение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”. В Типиконе монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) (XII в.) он именуется как “Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы”. В греческой мартовской Минее находим название Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии). В славянской Минее – “Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”
Общий смысл древнерусских слов “благовестие”, “благовещение” – возвещение благой, доброй, радостной вести. В специальном же, литургическом значении термин “Благовещение” относится к описанному святым евангелистом Лукой событию (Лк. 1, 26-38), празднуемому Церковью 25 марта (7 апреля) – явление Архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью о том, что Она избрана Богом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. В названии праздника мы видим восходящее к глубокой древности высокое почтение к Божией Матери: Дева Мария – дочь святых и праведных Иоакима и Анны, прославляется Церковью как Пресвятая (т.е. Святейшая всех) Владычица (Госпожа) Богородица. Именование Пресвятой Девы Марии Богородицей (Θεοτόκος) берет начало с догматического определения III Вселенского Собора в Эфесе (431 г.). Это определение по существу христологическое, ибо отражает ипостасное Богочеловеческое единство во Христе. Но Деву Марию нельзя отделить от личности Её Сына и Его дела: Бог стал нашим Спасителем, вочеловечившись, а Она явилась Матерью вочеловечившегося Логоса. И мы знаем, что Православная Церковь воздержалась от каких-либо догматических определений о Пресвятой Деве, подобных западным, кроме утверждения того, что Она была истинной Богоматерью.
Пресвятая Дева Мария является Приснодевой (греч. всегда Дева, вечная Дева), то есть Она была Девой до рождения от Неё Господа Иисуса Христа, во время Его рождения и осталась Девой после рождения, не познав мужа в течение всей Своей жизни. Как отмечает святитель Григорий Палама, Пресвятая Дева «превзошла всё и была выше всего Своими добродетелями, величием Своего достоинства». Именно поэтому Она была избрана Богом стать Матерью Воплотившегося Спасителя мира. Некоторые отцы Церкви, размышляя о приснодевстве Богоматери, усматривают образ “чистого Рождества” Богомладенца в предвечном рождении Бога Слова от Бога Отца. Например, святитель Амвросий Медиоланский пишет: “Второе рождение было от Непорочной Марии потому, что первое по Божеству было непорочно, чтобы таким образом Тот, Которого первое рождение было славно, был безукоризнен и во втором. То есть как от вечности родило Его девственное Божество, так и во времени должна была родить Его Дева Мария”.
Итак, название праздника “Благовещение Пресвятой Богородице” означает: “Возвещение благой, радостной вести Пресвятой Богородице”. Здесь мы видим указание на какое-то особое, неслыханное ранее “радостное известие”. Этим можно объяснить то, что произнося одно только слово “Благовещение”, мы не боимся быть не-верно понятыми, ибо на протяжении истории радостные известия возвещались часто, но Благовещение случи-лось лишь однажды. И богослужение данного праздника раскрывает сущность прозвучавшего в Назарете благовестия о спасении человечества. В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание пророка Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7, 14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Мы не можем понять чудо зачатия предвечного Младенца, ибо оно – великая тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3, 16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит начало нашего спасения: “Днесь спасения нашего главизна”, – поется в тропаре праздника. В день Благовещения наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только иметь – Пречистую Деву Марию. И Господь принял этот дар человечества.