4 0
Read Time:4 Minute, 40 Second

Что такое Великий Пост?

Великий Пост, или Святая Четыредесятница (греч. Τεσσαρακοστή, лат. Quadragesima), — это многодневный период литургического года, служащий духовной подготовкой к празднику Пасхи. Само наименование «Четыредесятница», являющееся традиционным для Великого Поста, возводит к сорокадневному посту Иисуса Христа (Мф. 4:1 – 2).

Традиция длительного поста перед Пасхой в Древней Церкви обусловлена практикой Оглашения (катехумената). Учитывая, что Таинство Крещение совершалось соборно на праздник Пасху, древнецерковная дисциплина рассматривала период Великого Поста как время наиболее интенсивной подготовки оглашенных, к которой подключалась община верных. Великий Пост возник из соучастия христиан в пощении и покаянии катехуменов.

Оглашение в Ранней Церкви длилось в течение 3 лет (Апостольские постановления. 8. 33) и заканчивалось в период Великого Поста сдачей экзамена на знание христианской догматики и Священного Писания. После образования «государственного христианства» подданные империи автоматически зачислялись в разряд христиан, поэтому традиция Оглашения к 5 в. исчезла. Так, Великий Пост стал временем покаяния и аскетических упражнений уже для всех крещеных.

Святые 40 дней

Практика исчисления 40 дней Великого Поста в различных церковных традициях была многообразной. Византийский историк Сократ (5 век) пишет: «Пост перед Пасхой в разных местах соблюдается различно. В Риме перед Пасхой постятся непрерывно 3 недели (Кроме субботы и дня Господня). В Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 недель до Пасхи и называют его Четыредесятницей. Другие же постятся за 7 недель до праздника» («Церковная история», кн. 5, 22). Мы видим, что в некоторых местах предпасхальные посты значительно меньшей продолжительности также называли Четыредесятницей. В Иерусалиме уже в IV в. существовала практика 8-недельного поста, что за вычетом суббот и воскресений составляло 40 постных дней.

Решающему утверждению 40-дневной длительности Великого поста, вероятно, поспособствовал свт. Афанасий Великий. В своём I «Пасхальном послании» (329 г.) он ещё приурочивает начало Великого поста к понедельнику Страстной седмицы, а в 4 и 5 «Посланиях» (332-333 гг.) уже говорит о Четыредесятнице. На Западе же первое свидетельство о 40-дневном посте находим у свт. Амвросия Медиоланского, почитателя святителя Афанасия.

С VII в. в Риме были введены дополнительные 4 дня к 6 неделям поста, дававшим, за вычетом воскресений, 36 постных дней, и Великий Пост стал отсчитываться от Пепельной среды. В Православной византийской традиции в настоящий момент Великий Пост длится 48 дней. От прежних 7-ми недель была отделена Страстная Седмица с предваряющей ее Лазаревой субботой, так что оставшийся период от понедельника 1-й недели до пятницы 6-й недели составлял 40 дней. В число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.

Диета или воздержание?

Формы поста в христианских исповеданиях варьировались в зависимости от регионов и эпох, что находило различные проявления и в великопостные периоды.

Первоначально, главным в посте был не род пищи, а час вкушения (отменялся завтрак, но оставались обед и ужин). Христиане не должны были вкушать до 15.00. Но в 5 в. к ограничениям во времени добавляются пищевые ограничения. В подражание аскетам-пустынникам предпочитались хлеб, овощи, бобовые. Мясо постепенно выходило из употребления. Рыба еще дозволялась, потому что проклятие Грехопадения было направлено на землю, а не на воды. Рыба являлась древним символом Христа и принадлежала к стихии Крещения. В воскресенье пост прерывался, а на Востоке – и в субботу, литургически связанную с воскресеньем (св. Иоанн Златоуст ещё называет их «днями отдыха от поста»). Но постепенно пищевые ограничения распространяются и на эти дни.

Таким образом, Православные Церкви с течением времени стали придерживаться строгого монашеского подхода к пощению. Напротив, в западной ветви христианства дисциплина в отношении частоты приема пищи в период Святой Четыредесятницы и характера разрешенной пищи сильно смягчилась в позднее Средневековье. Тем не менее, для всех христианских традиций Святая Четыредесятница была временем покаяния, молитвы, дел милосердия и преодоления праздности.

Духовное восхождение

Несмотря на различия между христианскими исповеданиями, Великий Пост во всех литургических традициях имеет один общий знаменатель: великопостное богослужение направлено на взращивание в верующих чувства Покаяния, побуждая христиан к духовному обращению и нравственному возрастанию. Более того, Святая Четыредесятница подготавливает верных к богослужебному празднованию Пасхальной тайны – воспоминанию спасительных страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа.

Последование великопостных воспоминаний и чтений имеет свою четкую систему, и определяется смысловой взаимосвязью воскресных дней. В Православной традиции это дни памяти святых-аскетов, совершивших духовное восхождение: 2-е воскресенье – св. Григорий Палама, 4-е воскресенье – преп. Иоанн Лествичник, 5-е воскресенье – преп. Мария Египетская. Великопостная середина (3-е воскресенье) – Неделя крестопоклонная – указывает непосредственно на тайну крестной любви.

Покаянному и подготовительному характеру Святой Четыредесятницы способствуют особенности внешнего оформления богослужений и различные практики благочестия (отсутствие молебнов и панихид в будни). Традиционно внутреннее убранство храмов в период Святой Четыредесятницы становится более строгим, храмовые и священнические облачения имеют черный цвет.

Церковный Устав и трапеза

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели – особо строгий пост;
  • не разрешаются «скоромные» продукты (мясо и его субпродукты, животный жир, молочные продукты, яйца);
  • в понедельники, среды и пятницы – холодная пища без елея (оливкового масла) один раз в день (в вечернее время);
  • во вторники и четверги – горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);
  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время);
  • в Великую пятницу ничего есть не положено;
  • в Великую субботу многие верующие отказываются также от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный приём сырой пищи с вином;
  • рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.
  • В дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, разрешается также: в понедельник, вторник и четверг – вкушать горячую пищу с растительным маслом; в среду и пятницу – горячая пища без масла, но с вином.

Автор-составитель: иерей Антоний Русакевич

Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»

https://missioner-tver.ru/

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
100 %

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close