Заместитель председателя
миссионерского отдела
Безруков А.Л.
В защиту интернет миссионеров.
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам..» (Мф. 28:19-20) Эти евангельские слова услышали первые христианские миссионеры – апостолы, понимать же мы их должны таким образом, что все мы, те, кто называет себя христианами, должны, в меру сил, соблюдать это Господне указание. Конечно не каждый из нас имеет склонность, умение и желание проповедовать слово Божье представителям иных религий. Кроме того, нужно иметь большой багаж знаний догматики, церковной истории, религиоведения и многого другого, и при этом горящее сердце, способное возжигать Божью искру в других сердцах. Первые христиане путешествовали по разным странам, проповедуя свою веру, приходили в синагоги, подобно апостолу Павлу, обращались к людям на площадях, приходили в «нецивилизованные» племена, смело вступая в полемику с языческими жрецами и сокрушая, порой, их идолов. Может ли современный миссионер действовать также? Увы, нет. Зайти в синагогу и рассказать там о Христе, невозможно по многим причинам, проповедь на площади, общественном месте, на пороге квартир граждан невозможно из-за «поправок Яровой», которые конечно писали, чтобы не давать возможность экстремисткам сектам и направлениям религии проводить свою агитацию, но ограничивающие нормы касаются всех религий. Да и свалить идола на капище неоязычников будет в глазах светской власти нарушением закона. Вещать же евангельские истины в стенах православного храма, в котором все, худо-бедно, православные, это уже не миссионерство, а катехизация. Большой группой, к которой должна быть обращена миссия, и с которой почти не сталкивались в прежние эпохи, это атеисты и люди, верящие на уровне «бедной религии», то есть верующие в некого всеобщего Бога, без конфессиональных и обрядовых нюансов, и не считающих Церковь необходимым институтом. Часто это наша молодежь, считающая традиционную религию обузой, и зачастую настроенная либеральными СМИ против неё. Такие настроения свойственны сему веку, и такие, верящие во всё или ничего, также являются объектом миссии. Но как к ним достучаться, учитывая современные реалии и ограничения? Можно конечно организовывать миссионерские курсы, клубы, лекции, но, к сожалению, желающих их посетить, из числа атеистов и приверженцев «бедной религии», любого возраста, будет очень немного. Ритмы времени, идеология потребления не способствуют интересу к религии в нашем социуме. Большое количество мусульман, приезжающее в наш регион тоже является потенциальным полем миссионерской деятельности, но трудностей здесь ещё больше. Прийти с проповедью христианства в мечеть, помимо нарушения законности, может быть опасно для жизни миссионера. Приглашение на нейтральную территорию, с целью рассказа об истинах христианства не принесет плодов, не желая прослыть предателями ислама (напомним, по шариату ушедший из ислама подлежит смерти) даже те, кто готов все это услышать просто побоится прийти. Вот такая не радостная картина получается для современного миссионера, желающего действовать классическими методами. И вот здесь все очевидные плюсы интернет миссии становятся очевидны, но начнем с критики этого явления. Признаюсь, я сам раньше скептически относился к «батюшкам-блогерам», будучи приверженцем миссии лицом к лицу, а не через экран компьютера. Нужно признать, что некоторые из священников, миссионерствующих онлайн, пропитываются духом вполне светского блогера и стремятся любыми способами к увеличению числа подписчиков, принося в жертву качество миссии, уважение к священноначалию, и порой простые человеческие приличия. Примеры таких священнослужителей широко известны. Есть и другой перекос, имея армию поклонников проникнуться тщеславием младостарца, и считать себя чуть ли не равноапостольным вещателем истины в последней инстанции. Однако нужно признать, что впадение в эти прелести интернета зависят от личных качеств человека, который взял на себя груз интернет миссии. Теперь о плюсах миссионеров интернета. Патриарх Кирилл на Епархиальном собрании г. Москвы, 24 декабря 2020г. сказал: «Конечно, мы не должны оставлять без пастырской заботы множество людей, вовлеченных в социальные сети». Современная молодежь большое количество времени проводит в виртуальной реальности мировой сети, черпая оттуда весьма знания, мнения, информацию, и миссионеру гораздо реальней массово найти молодую аудиторию именно там, а не в реальном мире. Мы получаем огромную аудиторию, которая таким образом слышит о Христе, начинает задумываться, что не всё измеряется материальными ценностями, что жизнь земная конечна, что есть то незримое, к чему надо стремиться. Это касается не только молодежи, атеистично настроенный человек, или современный продукт религиозной всеядности, которого не заманишь ни в храм, ни в лекционный зал, также, не выходя из зоны привычного, получает информацию (пусть и спорную и не верную, по его мнению) о Вечном, поневоле задумываясь о вопросах, ранее не возникавших. Мусульманин, боящийся уронить себя в глазах сородичей посещением православного храма, может свободно читать и слушать проповедь христианства, будучи анонимным в условиях соцсетей, и даже если после этого он не перейдет в православие, весьма вероятно, что он будет с большим уважением и симпатией к нему относится. Сектанты всех мастей, пусть и порой с целью полемики и критики, знакомятся с догматикой и традицией православной церкви на страничках священников-блогеров, и это может быть тем, что заставит их понять губительность их заблуждений. Трансляции богослужений, колокольных звонов способны пробудить в иноверном или секулярном сознании ощущение глубокой красоты нашей веры, даже не на уровне разума, а на уровне чувств и эмоций положительно воздействовать на умонастроение человека. И все это человек получает не покидая свою привычную среду, не боясь попасть в дискомфортную ситуацию, но выслушав миссионерскую проповедь он отрывается от экрана компьютера и находит дорогу в храм. Таким образом, можно утверждать, что миссия в интернете, ведущаяся умным, образованным миссионером, носителем, по слову Патриарха: «хорошего образования и высокого общего культурного уровня», имеющим духовное трезвление, имеет наиболее широкий охват, и большие перспективы, что конечно не отменяет классических форм миссионерской деятельности. И в онлайн, и в офлайн миссионерстве главное помнить, что есть наша цель, и Кого мы проповедуем: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа..» (2Кор. 4:5) Патриарх Кирилл, говоря о миссионерстве в социальных сетях, в духе апостольских наставлений сказал: «священник всегда, в любых обстоятельствах должен оставаться ловцом человеков для Христа, а не для себя и даже не для реализации какой-либо социальной функции».