Современная постмодернисткая религиозность характерна смешением как культурных, так и религиозных традиций. Современный человек потребительски подходит к религии, выбирая себе то, что созвучно его внутреннему миру и способно принести практическую пользу «здесь и сейчас», не заботясь о том, откуда происходят те, или иные элементы используемых им религиозных практик. Чаще всего такие практики, считающиеся «работающими» на бонусы в материальном мире, пришли к нам из язычества.
С самого начала Церкви, когда в неё вступили бывшие язычники, возникла опасность переноса языческих понятий о святости на христианство, когда являемые Богом через материальные вещи чудеса приписывались самим вещам, наделяясь магическим, чуждым христианству содержанием. Магическое мировосприятие наделяет материальные объекты некими силами, способными помогать человеку, и все это не требует наличия Бога, эти «силы» действуют, в магической картине мира, сами по себе. Эти силы могут быть заключены в идола, или в амулет – оберег, который можно иметь всегда при себе. Казалось бы времена древних верований и понятий давно канули в лету, 2000 лет мы живем в эре Христа, но внимательный взгляд вокруг покажет нам, что древние заблуждения в нас по прежнему живут и то, что для православных должно быть святыней, для наших современников становится амулетом-оберегом.
Оберег – языческое понятие, означает некий предмет, приносящий счастье, удачу, деньги, излечивающий от болезней, защищающий от врагов. Можно увидеть двоякое проявление оберегов в нашей жизни. В первом случае это откровенные языческие и оккультные амулеты, которые используют, в том числе и те, кто считает себя православным. Это могут быть привезенные из Турции назары от сглаза (круглые синие изделия из стекла), серебряные руны или китайские иероглифы, носимые на шее, обереги-тату, с эзотерическими символами, или языческой тематикой, китайские денежные жабы с монеткой во рту, и многое другое. Так в спортзале я видел мужчину с крестом на шее и с татуировкой медведя с подписью «Мой Род – моя Сила», знакомую по работе, которая использовала денежную жабу «на всякий случай», и многих молодых людей, носящих на шее языческий коловрат – свастику, или другие языческо-оккультные знаки, при этом, тем не менее, посещающие иногда православный храм. Очень часто люди просто не понимают, насколько кощунственно для христианина принимать такие знаки, использовать подобные обереги.
Отдельно в этом ряду стоит красная нить, повязанная на руку. Изначально эта мода была занесена с Запада, знаменитостями, занимающимися примитивной, адаптированной для широкого круга Каббалой, оккультно-мистическим учением средневековых евреев. Используется она, по их мнению, от сглаза, негатива, порчи. Культ знаменитостей в нашем обществе силен, и многие люди в подражание звездам стали повязывать на руку красную нить, не задумываясь о её значении, не зная её оккультной подоплеки. Однажды я ехал в командировку и войдя в купе увидел, что у одной из моих попутчиц повязана такая вот нить, и при этом у неё крестик на груди. Дорога была дальняя, мы познакомились и разговорились. Надя, так звали девушку, считала себя православной, посещала, хоть и нерегулярно, храм. Когда я спросил, что для неё означает эта красная нить, она ответила, что это оберег от сглаза, при чем она даже не знала о его каббалистком происхождении. Я рассказал ей об отношении Православия к таким амулетам, о том, что 36 каноном Ладокийского собора строго воспрещалось их ношение, с указанием, что: «Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви», так как Церковь четко определяло их как элемент магии и поклонения темным силам. Я постарался объяснить, что мы уповаем на Господа, а не на вещь, что наше спасение во Христе, а не в оберегах, порожденных чуждыми учениями. К концу нашей беседы Надя срезала с руки нить, поблагодарив меня за объяснения, по её словам, она просто не задумывалась о несовместимости Христова Креста и оккультного оберега.
К сожалению, мода на красную нить настолько прочно вошла в нашу действительность, что в православных лавках нам предлагают купить браслеты, состоящие из красной нити и христианских символов. Я могу понять производителей украшений, которые для получения прибыли используют раскрученный бренд, но с трудом понимаю православные храмы, продающие этот продукт смешения несовместимых религиозных традиций.
Есть ещё один вид поклонения оберегам, который, по сути, ещё хуже вышеописанных. Тем, кто проводит время в социальных сетях, часто встречаются с подобным, выкладывается фото иконы, чаще всего Богородицы, с украшениями, цветами, подсветкой, и внизу присутствует надпись подобного рода: «Эта икона очень сильный оберег!!! Поставь класс и тебе будет Удача!!!». Учитывая низкий уровень религиозной грамотности, появление такого рода интернет – картинок не удивляет, удивляет количество классов под такой картинкой, иногда это несколько сот тысяч. То есть масса людей, как минимум симпатизирующих православию, считают, что икона является оберегом, аналогом красных нитей, коловратов, жаб и прочих магических вещей. Они, по сути, ставят знак равенства между Богом и темными духами, действующими через обереги. Самое удивительное, что понятие «православного оберега» настолько прочно вошло в массовое сознание, что воспринимается большинством термин как настоящего православия.
Не знание основ веры, потребительское отношение к религии, как к инструменту по достижению своих желаний, вот что является причиной такого извращенного мировосприятия. Если под такой картинкой ставит класс не православный человек, то это понятно, в современной мозаичной религиозности все религии воспринимаются как некое средство для достижения материальных целей (всё та же древняя магия), и для многих наших современников совершенно естественно воспринимать святую икону как очередной магический предмет для получения какой-либо выгоды. Когда же человек, считает себя православным, то недопустимо так относится к святым иконам, и другим святыням Церкви. Нужно четко понимать, что амулеты-обереги имеют чуждое, языческое происхождение, они связаны с нечистой силой и применение их в нашей жизни недопустимо, какие бы выгоды материального плана, они бы нам не сулили: «..какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». (Мф.16:26)
Миссионерский отдел Тверской епархии
Интернет-портал Миссия сегодня
Андрей Львович Безруков