Среди псевдохристианских НРД «Международная организация «Свидетелей Иеговы» (СИ) является самой распространенной в мире и в России. Несмотря на запрет в РФ деятельности организационной структуры этой секты, иеговизм продолжает существовать и вести свою деятельность. Происходит она из США, и корни иеговизма те же, что и у адвентистов Седьмого дня, – миллеризм.
Основателем СИ является Чарльз Тейз Рассел (1852–1916), который в 16 лет попал под влияние адвентистов, указавших новую дату Второго пришествия – 1874 год. Но Конец света, как нам известно, снова не наступил. Рассел разочаровался в адвентистах и занялся созданием своих собственных доктрин, для публикации которых он основал журнал «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова» Рассел стал самолично вычислять дату Второго пришествия, печальный опыт Миллера его ничему не научил.
На основании книги пророка Даниила, той самой, на которой основывал свои расчеты Миллер, в 1878 г. была определена новая дата – 1914 г. С приближением 1914 года Рассел стал все больше открыто расходиться с базовыми доктринами христианства. Ему принадлежат следующие слова, заставляющие думать, что основатель СИ был язычником: «Альцион — центральная, знаменитая звезда в созвездии Плеяд… Альцион, кроме того, насколько это исследовано наукой, оказывается «полуночным троном», который является центром целой системы притяжения и с которого Всемогущий управляет своей Вселенной».
Ошибочность своих предсказаний насчет 1914 года они признают сейчас: «Ожидания не оправдались: к 1914 году верные дохристианские служители Бога не воскресли, чтобы стать князьями, представляющими Мессианского Царя на земле, и оставшиеся от «малого стада» не присоединились к Христу в небесном Царстве». Однако они находят объяснения, позволяющие сохранить лицо и объяснить факт непоявления Христа на Земле тем, что «…Мессианское Царство было рождено, или установлено, в 1914 году и что в этом году Христос начал править со своего небесного престола, после чего он сбросил Сатану с небес…», подобные объяснения мы уже встречали у АСД.
Следующий конец света был назначен на 1925 год новым главой СИ, которым стал Джозеф Франклин Рутерфорд. В отличие от Рассела, харизматичного проповедника, но не проявившего себя как сильного организатора, Рутерфорд имел хорошую американскую деловую хватку и он направил её на укрепление организации. Именно при нем она и стала называться Свидетелями Иеговы, до этого она именовалась “Обществом исследователей Писания”.
Помимо Конца света, в 1925 г. должны были воскреснуть три великих пророка и праотца: Авраам, Исаак и Иаков. Несостоявшиеся пришествия Христа лидеры иеговистов объясняли в духе своих «коллег» адвентистов (на самом деле адвентисты Седьмого дня и иеговисты негативно относятся друг к другу): пришествия и воскрешения пророков были, но невидимые, небесные, подобного рода объяснения в целом свойственны многим НРД, для объяснения не состоявшихся пророчеств. В 60-е годы тогдашний главный идеолог Фредерик Франц на страницах “Сторожевой Башни” объявил очередной Конец света и новую дату пришествия Христова — 1975 год, и этому событию должны были предшествовать Армагеддон и третья мировая война.
Холодная война и ядерная угроза, напряженность в мире вызванная противостоянием сверхдержав, помогали СИ убеждать людей в скором Конце света. Запуганные американцы, массово вливались в движение, заметно бóльшими темпами, чем до этого. К началу 1975 г. численность “Свидетелей Иеговы” составляла около 5 миллионов человек.
После очередного фиаско и в 1975 г. СИ больше не обещают конкретных дат Второго пришествия, но постоянное ожидание Конца света присутствует в данном НРД. На территории России первые свидетели Иеговы появились около 1877 года. Именно в это время в «Сторожевой башне» содержится упоминание о том, что экземпляры журнала направляют в Российскую империю. В Российской империи Свидетели Иеговы официально зарегистрированы 24 сентября 1913 года.
Вероучение иеговистов имеет множество черт, не позволяющих большинству исследователей и христианских конфессий считать их христианами. В сущности, теология СИ представляет собой смесь древних еретических учений, давно отвергнутых Церковью. Подобно арианам, Свидетели Иеговы отрицают учение о Троице; они полагают, что Иисус Христос не является Богом, он не всемогущ и не равен Богу-Отцу, он есть лишь первое творение Иеговы. СИ отрицают учение о бессмертии души; по их мнению, человек после смерти умирает полностью, включая душу, но может быть воскрешен и получить дар вечной жизни.
Поскольку учение о бессмертии души отсутствует, то соответственно в учении об аде и геенне огненной отсутствует представление о вечных мучениях: «Неправедные же умрут. Они навсегда прекратят свое существование, а не будут мучиться».
Своеобразна и эсхатология СИ, которая повторяет ересь хилиазма, существовавшую в первые века христианства; с их точки зрения, в наше время (которое они считают «последними днями») существует отдельная группа людей: «помазанники», или «малое стадо», число которых ограничено 144 тысячами (это число взято из Откровения Иоанна Богослова) и которые после смерти отправляются на небо. В то же время «другие овцы», включая не ограниченное числом «великое множество» (конечно, входящих в их организацию), после Армагеддона будут жить на земле в некотором подобии земного Эдема. Во время Армагеддона «помазанники» из числа СИ будут участвовать в уничтожении грешников, к которым относятся все, кто не является иеговистами.
В течение тысячи лет после Армагеддона будет происходить воскресение людей. В это время царем Земли сделается Иисус, а его правление будет раем на земле: «Царство Бога — это небесное правительство… это правительство будет править над всей землей и разрешит насущные проблемы человечества». После этого их ждет последнее испытание сатаной и окончательное уничтожение сатаны и последовавших за ним.
Среди воззрений СИ можно отметить их пацифизм, при котором служба в армии полностью отрицается, запрещается участие в политической жизни общества, действует запрет на переливание крови (из-за которого много людей погибло); представителями этого движения отрицается крест (они считают, что Иисус был прибит к столбу), они резко негативно относятся к христианскому священству, не празднуют свои дни рождения и Рождество Христово, и ни какие праздники в принципе. Богослужения иеговистов проводятся в «залах царства», при этом сначала выступает старейшина (заменяющий у них пресвитера) или надзиратель (их аналог епископа).
Зачитывается и разбирается статья из «Сторожевой башни»: всё, что там написано, свято для иеговиста и принимается без обсуждений. Поются несложные песни установленного в штаб-квартире иеговистов образца. Крестят иеговисты полным погружением «во имя Отца и Сына и руководимой Духом Организации». Крестящий становится рядом с крещаемым, тот ложится на спину в воду и встает уже крещеным.
Каких-либо тайных учений у СИ не замечено, но, завлекая в свою организацию, они не спешат открывать все свои доктрины. Нужно заметить, что утверждения СИ о том, что имя Господа звучит именно как Иегова, не подтверждают лингвисты и знатоки древнееврейского языка, в Ветхом Завете оно было записано 4 согласными звуками, и невозможно установить, как его читали носители языка: «Иегова (славян. Сущий, евр. יהוה) – один из неверных вариантов произношения имени Божия Яхве, утвердившийся в результате опасения нарушить третью заповедь». Правда, в XXI веке СИ заявляют, что имя Господа может быть и не Иегова, но они используют его как принятое для России, и главным является почтительность к имени Бога, как бы оно ни звучало.
Андрей Безруков (Заместитель председателя миссионерского отдела)