Часть первая.
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.» (1Пет. 3:15).
I.
В чем состоят цель и назначение человека – христианина?
Цель и назначение человека – христианина состоят в том, чтобы угодить Богу и спасти свою Душу.
Достижима-ли эта цель?
Достижима, но с великим трудом. Христос Спаситель сказал:
«входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13–14).
Что нужно делать для того, чтобы идти по пути, ведущему в жизнь?
Христос Спаситель сказал:
«если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 10, 24–25).
В силах ли люди исполнять эту заповедь Спасителя?
Нет, не в силах, потому что страсти, пребывающие в плотской природе людей, подавляют их душевное стремление к добру и, против воли людей, заставляют их идти на путь зла и порока.
Кто из священных писателей засвидетельствовал эту истину?
Эту истину засвидетельствовал святой апостол Павел в послании к Римлянам, говоря:
«Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю . . . Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 18–24).
Если люди не в состоянии собственными силами одолеть греха и вступить на путь вечной жизни, то кто же тогда может спастись?
На этот вопрос ответил некогда ученикам Сам Спаситель, сказав:
«невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Этими словами Христос показал, что спасение людей совершается только с помощью Бога.
Откуда открывается, что без помощи Божьей люди не могут идти путем добродетельной жизни?
Это ясно открывается из следующих слов Спасителя, сказанных ученикам:
«Пребудьте во Мне, и Я – в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 4–6).
Что же должно делать для того, чтобы пребывать в Боге и пользоваться Его спасительной помощью?
Для этого должно составлять одно тело с Христом, телом же Христовым, по изъяснению св. апостола Павла, является Церковь (Ефес. 1, 22–23). В этом теле свидетельствует св. апостол, «есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4, 15–16).
II. О св. Церкви.
О священстве Христовом.
Пребывают ли сектанты в св. Христовой Церкви?
Нет, не пребывают, потому что общество сектантов совершенно не подходит на Церковь, основанную Господом нашим, Иисусом Христом.
Откуда видно, что общество сектантов не походит на истинную ЦерковьХристову?
В основанной Спасителем Церкви должны быть особые Богом поставленные пастыри, именуемые епископами, пресвитерами и диаконами, а также благодатные таинства, в которых верующие получают св. дары св. Духа в обществе же сектантов нет ни богоустановленных пастырей, ни св. таинств.
Чем можно доказать, что в основанной Спасителем Церкви должны быть богоустановленные пастыри?
Это доказывается следующими словами св. апостола Павла:
«Он (Бог) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4, 11–12).
Как отличить истинного пастыря Церкви от ложного? Истинный пастырь имеет на себе благодать св. Духа и под водительством благодати Божией пасет стадо Христово. Эту истину засвидетельствовал св. апостол Павел, когда сказал Ефесским пастырям:
«внимайте себе и всему стаду, в котором Дух святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей» (Деян. 20:28).
Как узнать, есть ли на пастыре благодать св. Духа, или нет?
Если пастырь получает посвящение от епископа, который ведет свое преемство от самих апостолов, то на таком пастыре есть благодать св. Духа все же пастыри, которые не ведут своего преемства от апостолов, благодати на себе не имеют и являются пастырями ложными.
Почему этим именно способом узнается законность пастырей?
Потому что Господь по восшествии своем на небо ниспослал св. Духа не на всех верующих, а только на апостолов (Деян.).
Откуда видно, что только Апостолы имели в начале благодать св. Духа?
Это видно из книги Деяний апостольских, где говорится, что«находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого… тогда возложили руки на них, и они приняли Духа святого. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги» … (Деян. 8, 14–18).
Апостолы полученную ими от Бога благодать св. Духа передавали ли преемникам, пастырям Церкви?
Да, передавали.
Сие открывается из следующих слов св. ап. Павла к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4, 14) и в другом месте: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим. 1, 6).
Передавали ли в свою очередь преемники Апостолов благодать Божию последующим пастырям Церкви?
В свою очередь и преемники св. Апостолов передавали полученную ими благодать Божию последующим пастырям Церкви, как об этом свидетельствует Апостол Павел в послании к Титу:
«для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5; см. также 2Тим. 2, 2; 1Тим. 5, 22).
Таким образом благодать св. Духа, ниспосланная Господом на апостолов и переданная ими своим преемникам – пастырям Церкви, дошла до наших дней и будет существовать на пастырях Церкви до конца мира. Из сказанного понятно, что если благодать Божия передается только через преемство пастырей Церкви, то и пребывает только на тех пастырях, которые ведут свое преемство от Апостолов.
Как поэтому должно думать о сектантских наставниках?
Сектантские наставники преемственного рукоположения от апостолов не имеют и потому не могут быть названы истинными пастырями.
Как научает нас Слово Божие относиться к таким самозваным пастырям, как сектантские наставники?
Христос Спаситель сказал:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).
А как должно относиться к истинным пастырям Церкви?
Должно, во-первых, внимать их учению, как голосу Самого Бога.
«Слушающий вас, сказал Спаситель апостолам, а в лице их всем пастырям Церкви, Меня слушается, а отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 15).
Во-вторых, должно относиться к пастырям с уважением, как к духовным нашим руководителям: «Достойно начальствующим пресвитерам, заповедует св. ап. Павел, оказывать сугубую честь» (1Тим. 5, 17). И в другом месте: «Просим вас, братия, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1Сол. 5, 12–13).
А как должно относиться к пастырям, имеющим слабости и пороки?
Не должно осуждать таких пастырей, ибо суд над ними принадлежит только высшей церковной власти (1Тим. 5, 19). «Не судите, да не судимы будете, сказал Христос Спаситель: – ибо каким судом судите, таким и судимы будете; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7,1–2). В самом деле, ведь пастыри Церкви – люди, а люди могут погрешать. «Если говорим, что не имеем греха, пишет св. Иоанн Богослов, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8).
Что сказано в св. Писании об осуждении духовных лиц?
Апостол Павел говорил словами закона о первосвященнике:«..начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23, 5; Исх. 22, 28). Апостол Петр и ап. Иуда угрожали вечным огнем осуждающим священников: «так точно будет с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд. 4 –8; 2Пет. 2, 9–10).
Не грешат ли пастыри Церкви тем, что получают плату за свой труд?
Нет, не грешат. Христос Спаситель сказал: «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10, 7. ср. Мф. 10, 10). А св. Апостол так писал христианам:«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования» (1. Кор. 9: 7–14).
На сколько степеней разделяется основанное Спасителем в Церкви священство?
Основанное Спасителем священство разделяется на три степени: епископа, пресвитера и диакона.
Упоминаются ли в Слове Божием эти названия степеней священства?
Упоминаются. О епископах упоминается в послании к Филиппийцам, в начале которого ап. Павел посылает приветствие «всем святым, находящимся в Филиппах, с епископами»… (Фил. 1, 1) и в первом послании к Тимофею, где перечисляются качества, которым должен удовлетворять епископ. (1Тим. 3). О пресвитерах упоминает книга Деяний, когда говорит, что апостолы рукополагали пресвитеров, (Деян. 14, 23), что Павел и Варнава были отправлены Антиохийскими христианами в Иерусалим к апостолам и пресвитерам (Деян. 15, 24) и что апостол Павел призывал к себе из Ефеса пресвитеров Церкви (20, 17).
Кроме того, о пресвитерах упоминается в посланиях ап. Павла к Тимофею (1, 5, 10) и к Титу (1, 5).
О диаконах упоминается в книге Деяний, где повествуется о посвящении семи диаконов (6 гл.), в послании к Филиппийцам (и. 1) и в первом послании к Тимофею (1Тим. 3, 3–12).
Как принято в Церкви называть епископов и пресвитеров?
Епископов называют архиереями, а пресвитеров – священниками.
Откуда заимствованы эти названия?
Эти названия заимствованы из Слова Божия, где встречаются наименования пастырей – архиерей и священник. (Евр. 10, 21).
Можно ли называть пастырей отцами, когда Спаситель сказал:
«и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах» (Мф. 23, 9).
Можно, ибо слова сии были обращены к Апостолам, а не ко всем христианам. Сам Господь, Иисус Христос именовал родителей людей отцами, говоря:
«Кто любит отца, или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Поэтому и св. ап. Павел писал в послании к Коринфянам:
«Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4, 15).
В чем состоит главное значение пастырей Церкви для верующих?
Главное значение пастырей Церкви состоит в том, что они преподают людям учение веры и благодатные дары св. Духа, без которых ни один человек собственными силами не может достигнуть спасения. (Рим. 7, 18–24).
Как называются те священные действия, в которых через пастырей Церкви подаются благодатные дары св. Духа?
Они называются таинствами.
Откуда заимствовано наименование – таинство?
Оно заимствовано из слова Божия. Так св. Апостол Павел писал в послании к Коринфянам: «Каждый должен разуметь нас, как… домостроителей тайн Божиих» (1Кор. 4, 1).
Какие суть таинства?
Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение.
III. Таинство крещения.
Как учит Слово Божие о таинстве крещения.
Посылая учеников Своих на проповедь, Спаситель сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и св. Духа» (Мф. 28, 19). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 17).
Как совершается в Церкви таинство крещения?
Оно совершается по Господню установлению во имя Отца, и Сына, и св. Духа через троекратное погружение крещаемого в воду.
Откуда заимствован обычай погружать крещаемых в воду?
Обычай этот установлен на основании слов Самого Спасителя: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5).
А нельзя ли в словах Спасителя разуметь под водой воду духовную, например учение Господне (Ин. 4, 10)?
Нет, нельзя, ибо тогда не было бы различения: от воды и Духа… да и сами апостолы, которым Господь «отверз ум к уразумению писаний» (Лк. 24, 45) разумели под водой крещения воду действительную, в которой и крестили верующих. В книге Деяний повествуется о крещении апостолом Филиппом Евнуха: «Они приехали к воде; и Евнух сказал: вот вода что препятствует мне креститься?… и сошли оба в воду, Филипп и Евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух святой сошел на Евнуха» (Деян. 8, 36–39).
Что означает троекратное погружение крещаемого в воду?
Троекратное погружение крещаемого в воду есть символ того, что крещаемый как-бы умирает для греха со Христом, умершим за нас грешных и пробывшим в недрах земли три дня и три ночи (Мф. 12, 40). О таковом значении троекратного погружения свидетельствует св. ап. Павел, говоря: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились» (Рим. 6, 3) и далее:«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).
Откуда видно, что верующие получают в крещении благодать св. Духа?
Это видно из слов св. Апостола Петра, сказанных Иудеям в день Пятидесятницы: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар св. Духа» (Деян. 2, 38).
Одних ли взрослых подобает крестить, или и младенцев?
Должно крестить и младенцев; новозаветное крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, а последнее всегда совершалось над восьмидневными младенцами. (Быт. 17, 11–12).
Откуда видно, что новозаветное крещение заменило собой обрезание?
Это видно из следующих слов св. апостола Павла «в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» (Колос. 2, 11–12).
Но разве могут младенцы приходить ко Христу, когда они не имеют личной веры?
Такое сомнение свойственно только людям; но спаситель, Который«больше сердца нашего и знает все» (1Ин. 3, 20) сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).
Как же Господь совершает благодатное действие над крещаемым младенцем?
Господь совершает благодатное действие над крещаемым младенцем по молитве и вере священника и восприемников, как Он по вере Иаира и Марфы с Марией воскресил их умерших родственников (Мк. 5, 36; Ин. 11, 25–27), а также, исцелил расслабленного по вере его друзей, как сказано: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5).
IV. Таинство миропомазания.
Как учит Слово Божие о таинстве миропомазания?
Святой ап. Павел пишет: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши» (2Кор. 1, 21–22).
Необходимо ли миропомазание для спасения человека?
Весьма необходимо, потому что в нем верующие получают благодать св. Духа, наставляющую их в добродетельной жизни. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» писал христианам св. Иоанн Богослов (1Ин. 2, 20)«помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1, Ин. 2, 27).
Кто имеет власть совершать таинство миропомазания?
Таинство миропомазания имеют власть совершать только Богопоставленные епископы и пресвитеры. Последнее открывается из того, что диакон Филипп, крестив многих жителей Самарии, не преподал им благодатных даров миропомазания, почему «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли, Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8, 14–16).
Если у сектантов нет Богопоставленных пастырей, то может ли быть у них таинство миропомазания?
Конечно, нет; а если так, то сектанты, не получившие миропомазания, не имеют на себе всей потребной для христиан полноты благодатных даров св. Духа, а без них они никогда не одолеют греха и, следовательно, не спасутся.
V. Таинство покаяния.
Как учит Слово Божие о таинстве покаяния?
Св. Апостол Петр заповедует: «все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него (Христа) получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10, 43).
Кто же имеет власть именем Божиим прощать и разрешать грехи верующим?
Власть прощать и разрешать грехи верующим сначала принадлежала только апостолам, а от них перешла к апостольским преемникам, Богопоставленпым пастырям Церкви.
Откуда это видно?
Это видно из того, что только одним апостолам Господь даровал власть прощать грехи верующим, когда сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Что требуется от христианина, приступающего к таинству покаяния?
От христианина, приступающего к таинству покаяния, требуется исповедания своих грехов перед пастырем церкви. Так, когда св. апостол Павел проповедовал в Эфесе, то «многие из уверовавших, по сказанию книги Деяний, приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19, 18).
Тоже было и при крещении Иоанновом (Мф. 3, 5–6).
Может ли быть таинство покаяния у сектантов?
Нет, потому что у сектантов не имеется Богопоставленных пастырей Церкви, которые одни только имеют власть прощать грехи верующим; без разрешения же грехов не может быть таинства покаяния, а без покаяния не может быть и спасения.
VI. Таинство причащения.
Как учит Слово Божие о таинстве причащения?
Евангелист Лука повествует, что на Тайной Вечере Господь «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал ученикам говоря: «сие есть Тело Мое, которое за вас предается сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери говоря: «сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19–20).
В воспоминание какого события, из жизни Христа Спасителя должно совершаться таинство причащения?
Св. ап. Павел пишет: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11, 26).
Чего сподобляются верующие, вкушая пречистые Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа?
Они делаются причастниками Тела и Крови Спасителя и становятся достойными вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, – сказал Господь наш Иисус Христос, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). «Мы, – писал св. ап. Павел, всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор. 4, 10).
Можно ли спастись без причащения Тела и Крови Спасителя?
Нет, нельзя, ибо Господь сказал людям: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Есть ли таинство причащения у сектантов?
Нет, потому что у них не имеется Богопоставленных пастырей, которые одни только, в силу повеления Господня, имеют власть молиться о пресуществлении хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Спасителя. Без молитв же пастырей хлеб и вино всегда будут оставаться простым хлебом и вином, от которых нет пользы для души человека. «Не хлебом одним будет жить человек», – сказал Христос Спаситель (Мф. 4, 4). Как простая пища, хлеб и вино, по словам апостола Павла, «не приближает нас к Богу, ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8, 8).
Откуда видно, что только одни Богопоставленные пастыри имеют власть совершать таинство пресуществления?
Это видно из Слова Божия, где повествуется, что только апостолам и, следовательно, в лице их только преемникам их, пастырям Церкви, даровал Господь власть совершать означенное таинство, когда сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Да и невозможно допустить, чтобы сектантские наставники, не имея на себе благодати св. Духа, могли совершать величайшее из таинств – причащение.
VII. Таинство брака.
Как учит Слово Божие о таинстве брака?
Христос Спаситель сказал: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 4–6).
А есть ли в св. Писании упоминание о браке христианском?
Есть. Св. Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор. 7, 39).
Кто имеет власть совершать таинство брака?
Так как брак есть таинство, то совершать его могут только Богопоставленные пастыри Церкви. «Каждый должен разуметь нас, писал св. ап. Павел в послании к Коринфянам, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих» (1Кор. 4, 1).
Имеется ли таинство брака у сектантов?
Нет, потому что сектанты не имеют у себя Богопоставленных пастырей, которые одни только могут совершать таинства.
Как называется сожительство мужчины с женщиной, не освященное молитвами пастыря Церкви?
Такое сожительство называется блудом; блуд же есть страшный грех пред Богом, Который заповедал человеку: «не прелюбодействуй» (Исх., 20, 14).
VIII. Таинство елеосвящения.
Как учит Слово Божие о таинстве елеосвящения?
Святой Апостол Иаков заповедует: «Волен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» (Ин. 5, 14–15).
Есть ли таинство елеосвящения у сектантов?
Нет, потому что у сектантов не имеется Богопоставленных пресвитеров Церкви, которые одни только, как заповедует ап. Иаков, имеют власть совершать таинство елеосвящения.
Есть ли у них помазание больных елеем с молитвой, что заповедано в Слове Божием?
Нет вовсе.
IX.
Какой же вывод по отношению к сектантам должно сделать из всего сказанного?
Вывод должно сделать тот, что сектанты, как не имеющие в своем обществе Богопоставленных пастырей и святых таинств, не имеют на себе благодатных даров св. Духа и не принадлежат к Церкви – великому Телу Христову. Кто же не составляет единого Тела с Христом, тот, по слову Спасителя «не может делать ничего» почему «извергается вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 5–6).
Часть вторая.
X. О вере и добродетели.
Чем еще отличается современное сектантство от Православия?
Учением о вере и добродетели.
Справедливо ли утверждают сектанты, что они, как рожденные от Бога, не могут грешить, по слову св. ап. Иоанна, который сказал: «Всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3, 9)?
Нет, не справедливо, так как сектанты не могут считать себя рожденными от Бога.
Кто называется рожденным от Бога?
Святой Иоанн Богослов пишет: «всякий, делающий правду, рожден от Него (Бога)» (1Ин. 2, 29).
Можно и назвать сектантов делающими правду?
Нет, потому что они не имеют на себе благодати св. Духа, а без помощи благодати люди не могут «делать ничего» (Ин. 15, 5–6). «Дух же Святой, по слову Апостола, подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8, 26) и только при помощи благодати Божией мы «можем сделаться наследниками вечной жизни» (Тит. 3, 7).
Как же должно смотреть на сектантов, когда они хвалятся своей праведностью?
В этом случае на сектантов должно смотреть, как на осужденных Спасителем фарисеев, которые любили хвалиться своей лицемерной праведностью, чтобы заслужить похвалу от людей. (Мф. 6, 5; Лк. 18, 11–12).
А как должны смотреть на свою нравственную жизнь все истинные христиане?
Все истинные христиане должны памятовать слова св. ап. Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8), почему, не хвалясь своей праведностью, должны смиренно молить Бога о прощении своих согрешений (Лк. 11, 4).
XI. О молитвенном призывании и почитании св. Ангелов, Пресвятой Богородицы и св. Угодников.
Какия еще истины веры отвергают сектанты?
Они отвергают молитвенное почитание и призывание Ангелов и св. Угодников.
Следует-ли почитать и призывать в молитвах Ангелов и св. Угодников?
Следует, потому что они молят Бога за людей, живущих на земле.
Откуда видно, что Ангелы и св. Угодники молят Бога за людей, живущих на земле?
Это видно из Слова Божия. Так Ангел Рафаил, по сказанию книги Товита, говорил праведному Товии: «Когда молился ты и невеста твоя, Сарра, я возносил память молитвы вашей перед Святого» (Тов. 12, 12). Вот почему и Христос Спаситель заповедал людям: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18, 10).
Подобным же образом и о молитвах св. Угодников: По сказанию книги Маккавейской, праведный Маккавей имел видение, «видение же его такое: он видел Онию, бывшего первосвященника… видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Маккав. 15, 12–14). Также и Тайнозритель Нового завета, св. Иоанн Богослов, в откровении видел Ангела, который «стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех Святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3).
Угодны ли Богу молитвы св. Ангелов и Угодников?
Весьма угодны: «Очи Господни, восклицает псалмопевец Давид, обращены на праведников, и уши его к воплю их. Взывают праведные, и Господь слышит их» (Ис. 33, 16–18). «Много может усиленная молитва праведного» пишет св. ап. Иаков (5, 16).
Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди поминали в своих молитвах имена св. Угодников и обращались к ним с молитвами?
Имеются. Праведный Азария, по сказанию книги пророка Даниила, так молился Господу: «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Дан. У, 35). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи, взывал ко всем Ангелам и св. Угодникам, восклицая: «Благословите, духи и души праведных, Господа, поите и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 86).
Но как могут святые слышать наши молитвы к ним: ведь они не всеведущи?
Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни многие из Святых получают дар прозорливости, почему знают часто то, что недоступно обыкновенным людям. Так в четвертой книге Царств передается, что когда Царь Сирийский удивлялся, почему царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей, пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» (4Цар. 6, 12).
Подобным же образом в книге Деяний рассказывается о прозрении ап. Петра в сердце Анании и Сапфиры: «Некоторый муж именем Анания с женой своей Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли»? (Деян. 5, 3–4).
Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они могут знать все, что делается на земле, так как на небе способности каждого человека развиваются и совершенствуются (1Кор. 13, 9–12).
Если св. Ангелы и Угодники являются ходатаями и молитвенниками за людей перед Богом, то как должно относиться к ним?
Должно почитать их, как друзей Божиих (Ин. 15, 14) и прославлять их за полученные по их молитвам благодеяния.
Призывает ли Слово Божие людей к прославлению Святых?
Призывает. Премудрый Сирах пишет: «восхвалим славных мужей и отцов рода нашего: много славного Господь являл через них величие свое от века» (Сир. 44, 1).
Не противоречит ли почитание Святых заповеди Божьей: «Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи» (Втор. 6, 13; Мф. 4, 10)?
Нет, не противоречит. Как царю земному не может быть не угодно, когда люди чтут его лучших и верных слуг, ибо, почитая последних, они выражают доверие и признательность велениям царским; так Господу Богу не может быть не угодно наше почитание Святых, так как в лице последних мы чествуем самого Бога, «дивного во святых своих».
Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди покланялись Ангелам и св. Угодникам?
Имеются. Иисус Навин, пророк Валаам, царь Давид кланялись Ангелам, когда видели их (1. Нав. 5, 13–14– числ. 22, 31– 1Пар. 21, 16), Сыны пророческие поклонились Елисею, когда увидели, что на нем опочил Дух Божий (4Цар. 2, 15), темничный страж припадал к стопам ап. Павла и Силы (Деян. 16, 29).
Кого из св. Угодников мы должны чествовать и прославлять наиболее всех?
Наиболее всех мы должны прославлять Пресвятую Богородицу, Матерь нашего Спасителя, которая сама благоволила сказать: «отныне будут ублажать меня все роды» (Лк. 1, 48).
Заповедует ли Слово Божие почитать Богородицы?
Заповедует. Оно повествует, что Пресв. Богородицу почитали не только люди, (Лк. 1, 41–43; Лк. 11, 27–28) но и ангелы. Так Архангел Гавриил был послан от Бога к Пресв. Деве возвестить ей о рождении от неё Спасителя, приветствовал ее словами: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобой; благословенна ты между женами» (Лк. 1, 26–28).
Если учение о молитвенном призывании и почитании св. Ангелов, св. Угодников и Пресвятой Богородицы имеет для себя твердое основание в Слове Божием, то почему же сектанты не почитают их и не молятся им?
Сектанты заблуждаются, не зная Писания и не исполняя учения Христова;«всякий же преступающий во учение Христово и не пребывающий в нем, – по словам св. Апостола Иоанна, не имеет Бога» (2Ин. 1,9).
А не могут ли служить основанием для отрицания молитвенного обращения к Святым слова св. ап. Павла: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2, 5).
Нет, не могут, так как посредником Христос называется в смысле нашего Искупителя. Как Искупитель, Христос один посредник между Богом и людьми что же касается посредников молитвенных, каковыми являются Ангелы и св. Угодники, то таковых может быть много. Св. ап. Павел в послании к Коринфянам пишет: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор. 1, 11).
XII. О молитвах за умерших.
Что еще отвергают сектанты из учения, прав. Церкви?
Молитвы за умерших.
Правильно ли поступают сектанты, отвергая молитвы за умерших?
Нет, не правильно, потому что молиться за умерших нам заповедует Слово Божие.
Где в Слове Божием содержится заповедь о молитвах за умерших?
Св. апостол Иаков писал христианам: «молитесь друг за друга» (5, 16 – ср. 1Тим. 2, 1). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, ибо у Бога нет мертвых: у Него все живы. «Бог же не есть Богмертвых, сказал Спаситель, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). « А живем ли, – писал христианам св. ап. Павел, для Господа живем, умираем ли для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» (Рим. 14, 8).
Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди молились за умерших?
Имеются. Пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобой… Не вспоминай неправду отцов наших» (Варух. 3, 4–5).
Во второй книге Маккавейской повествуется о том, как Иуда Маккавей совершил моление о воинах, павших в сражении: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести, тела падших… И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям… И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех… Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертвы за грех». При этом св. писатель добавляет: «Он (Иуда) поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Мак. 12, 39–45).
Если можно и должно молиться об улучшении загробной участи умерших, то как же тогда понимать слова притчи Христовой (о богатом и Лазаре), что между раем и адом пропасть великая утверждена, так что хотящие перейти ее не могут (Лк. 16, 19–31)?
Означенная притча описывает состояние душ умерших до сошествия во ад Господа Иисуса Христа, когда между адом и раем действительно была преграда. Но с наступлением Нового Завета эта преграда уничтожена искупительными страданиями Сына Божия, Который, по сказанию св. ап. Петра, «чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духом сошед проповедал» (1Пет. 3, 18–20).
XIII. О поклонении Богу.
Чем еще разнятся сектанты от Церкви?
Отвержением священных знаков богопочтения, принятых в Церкви.
Как мы должны покланяться Богу?
Христос Спаситель сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин. 4, 24).
Чему научают нас эти слова Спасителя?
Слова эти научают нас тому, что поклонение Богу ценится по степени того, насколько оно проникнуто духом молитвы и добродетельными намерениями.
Не запрещается ли словами Спасителя совершенно телесное поклонение, как утверждают сектанты?
Нет, не запрещается, ибо одно духовное поклонение без телесного будет неполным. Человек состоит не только из души, но и из тела; мы будем участвовать в жизни вечной и душой и телом, следовательно покланяться Богу и прославлять Его мы должны и душой, и телом. Вот почему и св. апостол Павел писал христианам: «Прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших» (1Кор. 6, 20). И в другом месте: «Умоляю вас, братия, предстаете тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12, 1).
Имеются ли в Слове Божием указания на то, что Господь Иисус и св. апостолы сами соединяли духовное поклонение с телесным?
Имеются. Из Евангелия мы знаем, что Господь, молясь, воздевал руки и преклонял колена, (Мф. 26, 39). В книге Деяний повествуется, что ап. Петр прежде чем воскресить умершую Тавифу, «выслал всех вон и, преклонив колена, помолился» (Деян. 9, 40). Святой апостол Павел писал в послании к Ефесянам:«Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего, Иисуса Христа» (Ефес. 3, 14) и в другом месте: «Желаю, чтобы на всяком месте возносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2, 8).
Отвергая наши внешние знаки богопочтения, не имеют ли сектанты своих знаков?
Имеют, только взамен установленных св. Апостолами и Церковью, – свои самочинные. Они становятся на колена, опустив голову, складывают ладони и т. п.
ХIV. О крестном знамении.
Какой прежде всего общецерковный знак богопочтения отвергают сектанты?
Крестное знамение.
Для чего мы полагаем на себе крестное знамение?
Крестным знамением мы наглядным образом исповедуем нашу веру в распятого за нас Господа, по слову Спасителя, Который сказал: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным» (Мф. 10, 32).
Но разве нельзя исповедовать свою веру в Господа иным способом?
Конечно, прежде всего мы исповедуем нашего Спасителя устами и сердцем; но так как, по слову апостола, должно прославлять Бога не только душой, но и телом, то к исповеданию духовному мы присоединяем исповедание телесное, или крестное знамение. Полагая крестное знамение, мы наглядно перед всеми свидетельствуем, что верим в спасение, совершенное некогда на кресте Святейшим Сыном Божиим. Складывая персты для крестного знамения, мы изображаем ими нашу веру в св. Троицу и два естества в Господе нашем, Иисусе Христе. Касаясь перстами чела, плеч и груди, мы показываем, что все части нашего существа освящены крестными страданиями Спасителя.
Не противоречит ли употребление крестного знамения словам Священного Писания: «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17, 25).
Нет, не противоречит. В приведенных словах св. Писания заключается та мысль, что истинный Бог не подобен языческим божествам, которые, как изделия рук человеческих, нуждались в помощи людей; но, как Творец и Владыка мира, не имеет ни в чем нужды – «Сам дая всему жизнь, и дыхание, и все» (Деян. 17, 25).
Какую заповедь Божию нарушают сектанты через отвержение крестного знамения?
Отвергая крестное знамение, сектанты нарушают заповедь Спасителя, повелевающую христианам исповедовать Его перед людьми, и слова св. ап. Павла, который сказал: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. II, 8).
XV. О постах.
Что требуется для того, чтобы не дать плоти восторжествовать над духом?
Для этого требуется так называемое умерщвление плоти, ибо «страдающий плотью, говорит св. апостол Петр, перестает грешить» (1Пет. 4, 1).
Какое средство к умерщвлению плоти предлагает верующим св. Церковь?
Она предлагает пост.
Что такое пост?
Так называется временное воздержание человека от пищи, или некоторых родов её.
Потребное ли это средство к умерщвлению плоти?
Весьма потребное, ибо употребление его освятил Своим примером Сам Христос, когда, по сказанию евангелиста, «возведен был в пустыню… и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1–2).
Указывал ли Сам Христос на пост, как на лучшее из средств к умерщвлению греховных страстей?
Указывал: «Сей род, сказал Спаситель, не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29).
Говорил ли когда Спаситель, что и последователи его будут поститься в положенное для того время?
Говорил. Однажды, повествует евангелист Лука, пришли ко Христу иудейские книжники и фарисеи и спросили: «почему ученики Иоанновы постятся… также и фарисеи, а твои – едят и пьют? Он же сказал им в ответ: разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених: но придут дни, когда отымется у них жених и в те дни будут поститься» (Лк. 5, 33–35).
Почему верующие во время поста не вкушают мяса?
Они следуют примеру святых людей, которые не вкушали мяса во дни поста: «Я был в сетовании три седмицы дней, – повествует пророк Даниил:вкусного хлеба не ел, мясо и вино не входило в уста мои» (Дан. 10, 2–3).
Почему верующие постятся все в одно и тоже время, а не порознь?
Потому что все они составляют, по слову апостола, «одно тело» (Ефсс. 4, 4) «и один дух:» в одном же теле не может быть разделения. «Умоляю вас, братия, – писал христианам св. ап. Павел, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и одних мыслях» (1Кор. 1, 10).
Правильно ли утверждают сектанты, будто пост, должен быть только духовный?
Церковь не отвергает духовного поста, состоящего в усердной молитве и добродетели, но учит, что без телесного поста не может быть и поста духовного. «Никто не может служить двум господам сказал Спаситель, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить: или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).
Если без телесного поста не может быть и поста духовного, то как же тогда понимать слова Спасителя: «Не то, что входит в уста оскверняет человека» (Мф. 15, 11). И св. ап. Павла: «Пища не приближает нас к Богу» (1Кор. 8, 8).
Конечно, пища сама по себе не может ни осквернить человека, ни приблизить его к Богу, однако сам человек должен избегать всего того, что способствует увеличению и усилению его плотских страстей. Вот почему в дни поста человек не должен вкушать ничего того, что служит к усилению его плоти, дабы последняя, восторжествовав над духом, не убила в человеке стремления к добродетели. И тогда будет то, о чем писал св. ап. Павел, говоря:«Но внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!» (Рим. 7, 22–24).
Какими словами Евангелия можно доказать, что пост есть подвиг, угодный Богу?
Господь повелел: «Явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом Небесным, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 18).
ХVI. О почитании св. Креста.
В чем еще выражается заблуждение сектантов?
Они не почитают св. Креста, икон и св. мощей.
Имеются ли в Слове Божием основания для почитания св. Креста?
Да, имеются.
Прежде всего Крест явился древом, послужившим орудием нашего оправдания, по слову св. апостола Петра: «Он (Спаситель) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Пет. 2, 24). Ввиду этого к св. Кресту приложимы слова св. Писания:«Благословенно древо, через которое бывает правда» (Ирем. Солом. 14, 7).
Будучи для нас орудием нашего оправдания, для Спасителя Крест послужил орудием величайшего прославления; ибо Христос Сам назвал Свои страдания на Кресте Своей славой и прославлением. «Ныне прославился Сын Человеческий, – говорил Спаситель, идя на вольные страдания, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). «Отче, – молился Христос перед страданиями,пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17, 1–2).
Если же крестные страдания Спасителя за грехи всего мира были величайшим прославлением Божьим, то и крест, как орудие этих страданий, достоин прославления. Вот почему и св. ап. Павел писал христианам: «Не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего, Иисуса Христа» (Галат. 6, 14).
Были ли в Ветхом Завете пророчества о будущем прославлении св. Креста?
Были. «Пойдем к жилищу Его и поклонимся подножию ног Его» – взывал св. псалмопевец Давид (Пс. 131, 7).
Откуда видно, что подножием ног Господних пророк Давид называл Крест?
Это видно из слов пророка Исаии, который говоря о славе подножия ног Господних, указывал, что последнее будет состоять из трёхсоставного дерева:«Слава Ливана придет к тебе, Кипарис и Певг и вместе Кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих, и придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» (Исаии 60, 13–14).
А не было ли в Ветхом Завете почитаемых прообразов св. Креста?
Таким прообразом являлся жертвенник, приносимые на котором жертвы прообразовали Самого Христа, который, по словам св. ап. Павла, «однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во-второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9, 28).
Учил ли ветхозаветный закон о почитании жертвенника? •
Учил: «Будет жертвенник святыня великая, заповедовал Господь народу Израильскому, все, прикасающееся к жертвеннику освятится» (Исх. 29, 37).
Отсюда понятно, что если ветхозаветный жертвенник был великой святыней, то тем более святыней должен быть Крест, для которого жертвенник являлся прообразом.
Не препятствует ли почитанию Креста то, что он некогда являлся орудием казни «проклятых» (Втор. 21, 22–23) преступников?
Нет, не препятствует. Правда, до крестных страданий Спасителя Крест считался орудием позора, но после того, как на кресте был распят Господь наш, Иисус Христос, он был очищен и освящен. Он очистился Святой Кровью Христа и освятился Его пречистыми страданиями; а «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» – сказал св. апостолу Петру Сам Господь Бог (Деян. 10, 15).
А как должно смотреть на сравнение св. Креста Христова с виселицей, которое делают сектанты?
Такое сравнение в высшей степени греховно, ибо, допуская его, сектанты тем самым приравнивают Спасителя к преступникам, которых казнят на виселице. Поэтому, как не может быть ничего сходного у Спасителя с преступниками, так не, может быть и никакого сравнения св. Креста с виселицей.
Кому подобны сектанты, поносящие св. Крест?
Они подобны нечестивым врагам Христа, которые считая крестные страдания Спасителя наказанием Ему, взирали на св. Крест, как на орудие позорной казни Христа, т. е. точно также, как ныне смотрят на крест сектанты.
XVII. О почитании св. Икон.
Правильно ли поступают сектанты, не почитая и не употребляя св. Икон?
Нет, не правильно, потому что употребление св. Икон заповедано людям Самим Богом.
Когда и кому заповедал Господь употребление св. Икон?
Господь сказал Моисею, читаем мы в книге «Исход» – «сделайте Ковчег из дерева ситтим.., и обложи его чистым золотом… и сделай на верху его вокруг него золотой венец…» (Исх. 25, 1–16). Этот Ковчег Завета был в Ветхом Завете образом Господа Бога.
Что Ковчег Завета являлся для евреев образом Господа Бога, это видно из следующих мест св. Писания: Когда поднимался Ковчег в путь, Моисей, обращаясь к Ковчегу, говорил: «восстань Господи, и рассыплются враги Твои»… (Числ. 10, 35); а когда останавливался Ковчег, он говорил: «возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Чис. 10, 36).
Кроме Ковчега Господь повелел Моисею сделать изображение ангелов, говоря: «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их… И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями…» (Исх. 25, 1, 18, 19, 20, 22).
Для какой же цели повелел Господь людям иметь священные изображения, или Иконы?
Цель употребления нами священных изображений состоит в том, чтобы, взирая на них, мы возносились умом и сердцем к тем святым лицам, которые изображены на иконах, так как иначе, по слабости воображения, мы не можем представить себе образа Господа Бога и святых Его.
Не противоречит ли употребление нами священных изображений заповеди Господней: «не делай, себе кумира и никакого изображенья…» (Исх. 20, 4).
Нет, не противоречит. В означенной заповеди запрещается делать изображения только ложных богов, или идолов, и покланяться им как Богу.
Нет ли в Новом Завете воспрещения изображать Бога?
Нет.
Если Господь запрещает покланяться изображениям вообще, то почему же мы кланяемся перед иконами?
Мы кланяемся не иконам, а тем лицам, которые изображены на них. Такой наш обычай освящен примером Святых, которые кланялись перед священными изображениями. Так Иисус Навин, по сказанию Слова Божия, «пал на землю пред Ковчегом Господним» (I. Нав. 7, 6).
А не грешим ли мы тем, что возжигаем перед иконами светильники и воскуряем фимиам?
Нет, не грешим, ибо в этом случае мы поступаем согласно воле Господней. Господь повелел, чтобы первосвященник не прежде начинал молитву перед Ковчегом Завета, как «возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолчённого курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь перед лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над Ковчегом откровения» (Лев. 16, 12–13). « И если сынам Израилевым, – заповедал Господь Моисею, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник пред Ковчегом откровения. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27, 20–21).
Как можно изображать на иконах Господа Бога, когда, по слову Священного Писания, «Бога никто не видел никогда» (Ин. 1, 18)?
Мы изображаем Бога в тех образах, в которых Он благоволил открываться людям и которые Он Сам освятил Своими явлениями. Так Бога Отца мы изображаем во образе величественного старца, следуя видению пророка Даниила. «И видел я, – повествует пророк Даниил, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы его, как чистая волна» (Дан. 7, 9).
Сына Божия мы изображаем во образе человека средних лет, так как Он, по слову апостола, «уничтожил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек» (Филип. 2, 6–7).
Духа Святого мы изображаем в виде голубя, так как в этом образе Его удостоился лицезреть св. Предтеча и Креститель Христов, Иоанн, когда, по сказанию евангелиста, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Мф. 3, 16).
Какие иконы называются чудотворными?
Чудотворными иконами называются те, перед которыми верующие однажды или много раз вымолили себе у Бога через предстательство Святых исцеление от болезней или иного рода чудо: посему в молитве говорим, что Бог нам помог через св. иконы.
Можно ли найти в св. Писании примеры того, чтобы Бог через неодушевленные предметы являл чудотворную помощь людям?
Можно. Евангелист Марк повествует об исцелении одной кровоточивой женщины через прикосновение её к одежде Спасителя: «Женщина, услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Мк. 5, 27–29). В книге Деяний повествуется, что «на больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Петра, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 12). Даже тень св. апостола имела чудодейственную силу, «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15). А ведь тень св. апостола была не иным чем, как изображением его на земле, или, что тоже, иконой. А если так, то вполне возможно, что и св. иконы являлись и являются проводниками Божественной Благодати и источают чудеса.
ХVIII. О почитании св. Мощей.
За что мы почитаем мощи св. Угодников?
Мы почитаем мощи св. Угодников за то, что они, являясь, подобно чудотворным иконам, проводниками Благодати Божией, источают на верующих чудеса и исцеления.
Откуда видно, что мощи св. Угодников могут источать чудеса?
Это видно из Слова Божия. В четвертой книге Царств повествуется, как кости пророка Елисея воскресили умершего: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар. 13, 20–21).
Прославляли ли люди мощи св. Угодников?
Прославляли. Премудрый Сирах в своей книге выражал желание «да процветут кости» тех пророков, «которые утешали Иакова» (Сир. 49, 12). Святой псалмопевец Давид говорит, что Сам Господь «хранит все кости» праведных,«и ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33, 20 –21).
Можно ли созидать для св. мощей гробницы, когда Сам Христос сказал:«Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф. 23, 29)?
Можно. Господь осуждал книжников и фарисеев не за то, что они строили гробницы пророкам, а за лицемерие, ибо они говорили: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков» (ст. 30). На самом же деле книжники и фарисеи были еще нечестивее своих отцов, ибо готовились пролить кровь Святейшего Сына Божия.
Можно ли доказать, что Господь осуждает их за сие намерение только, а не за самое украшение гробниц пророческих?
Можно. Это усматривается из предыдущих укоризн книжникам. Господь укоряет их за то, что они обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим чем они. Само собой, понятно, что осуждается не проповедь истинной веры, а небрежение к обращенному в нее. Затем Господь укоряет их, что они дают десятину с мяты, аниса, и тмина, а оставили важнейшее в законе – суд, и милость, и веру. И здесь осуждается не первое, а только второе, как и сказано далее: «сие надлежит делать и того не оставлять» (Мф. 23, 15–24).
Кому подобны сектанты, поносящие мощи св. Угодников.
Они подобны нечестивому воину, который поругался над телом Спасителя, когда по сказанию евангелиста, «копьем пронзил ему ребра» (Ин. 19, 34).
Они, отвергая действительность чудес, источаемых св. мощами, подобны нечестивым иудейским старейшинам, которые, узнав о воскресении Спасителя,«довольно денег дали воинам и сказали скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 12–13).
XIX. О св. храмах.
Правильно ли поступают сектанты, отвергая рукотворные храмы?
Нет, не правильно, потому что строить храмы людям заповедал Сам Господь, когда сказал Моисею: «Скажи сынам Израилевым:… и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов её; так и сделайте» (Исх. 25, 2, 8–9).
Подобным же образом заповедал Господь о Соломоне: «Он построит дома имени Моему» (3Цар. 7, 13).
По возвращении Иудеев из плена Вавилонского «было слово Господне через Аггея-пророка» к Иудеям: «Так говорит Господь Саваоф… Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь; говорит Господь» (Аг. 1, 3:7–8).
Когда пришел на землю Спаситель, не отменил ли Он храмов и жертвенников?
Нет, не отменил, напротив Он Сам ходил в храм для молитвы и ревновал о его славе, когда говорил: «написано: дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13; Мк. 11, 17; Лк. 19, 46); и в другом месте: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23, 21). И раньше: «что больше – дар, или жертвенник, освящающий дар» (19)?
Посещали ли храм св. апостолы?
Посещали. Они, по сказанию евангелиста Луки, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 53).
Были ли у первенствующих христиан особые молитвенные дома, или храмы?
Были. Указание на это мы находим у св. апостола Павла, который в послании к Коринфянам говорит об особых молитвенных домах, или церквах, отличая их от обычных жилищ. «Жены ваши в церквах да молчат…. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14, 33–34).
До каких пор будут существовать на земле храмы?
До второго пришествия Христова и наступления будущей жизни. В откровении этой жизни св. Тайнозритель, Иоанн Богослов, «храма не видел, ибо Господь Бог Вседержитель, храм и Агнец» (Откр. 21, 22).
Можно ли молиться в храмах, когда Сам Спаситель сказал: «Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6, 6)?
В означенных словах Спасителя говорится не о той молитве, которая положена для всех вместе, но о молитве особенной, по особому усердию творимой благочестивыми людьми. Фарисеи сие совершали на углах улиц (Мф. 6, 5), а смиренные богобоязненные люди должны творить ее тайно, дабы не тщеславиться своими особенными подвигами перед людьми.
Говорил ли Господь о молитве общественной, не тайной?
Да, говорил: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое, или трое собраны, во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 12–20).
Если Сам Бог заповедал строить храмы, то как должно понимать слова св. Писания: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем… не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17, 24)?
В приведенных словах св. Писания заключается та мысль, что Бог не подобен языческим божествам, которые, по верованию людей, жили только в особых капищах, но, как Творец и Владыка мира, везде пребывает и все Собой наполняет. И мы веруем, что Бог существует везде, в храмах же Он являет лить Свое особенное присутствие. Так он явился ап. Павлу во время молитвы в храме. (Деян. 22, 17).
Вот почему богодухновенный царь Соломон, молясь Господу, говорил: «Я построил дом в жилище Тебе, место вечного Твоего пребывания» (2Пар. 6, 2).
XX. О клятве, суде и военной службе.
Что еще отвергают сектанты в учении веры?
Клятву и суды.
Всякую ли клятву запретил Господь, когда сказал: «А Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф. 5, 34)?
Нет; Господь запретил клясться только небом, землей, головой и Иерусалимом, как имели обыкновение клясться Иудейские книжники и фарисеи и притом без нужды, но допустил клятву во избежание неприязни.
Откуда видно, что Господь запрещает не всякую клятву?
Это видно из слова Божия. Так св. Иоанн Богослов в откровении видел Ангела, который «поднял руку свою и клялся Живущим во веки» (Откр. 10, 5–6). Клятву употребляли св. апостолы. Апостол Павел писал в послании к Коринфянам «Бога призываю в свидетеля на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор. 1, 23). И в послании к Ефесянам: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы» (Ефес. 4, 17).
Есть ли польза от клятвы?
Есть. Св. ап. Павел пишет: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» (Евр. 6, 16).
Есть ли в св. Писании прямое предписание употреблять клятву в важных случаях?
Есть. В книге «Второзаконие» говорится: «Господа, Бога твоего бойся, и ему одному служи… И Его именем клянись» (Втор. 10, 20).
Справедливо ли существуют на земле суды и судьи, когда Спаситель сказал:«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).
Справедливо. В означенных словах Спасителя запрещается осуждать и злословить своих ближних, что видно из дальнейших слов Его о сучке в глазе ближнего и о бревне в собственном глазе. Судей же, поставленных для наказания преступников Слово Божие не осуждает, а повелевает христианам повиноваться им, как слугам Божьим. Сам Господь говорит устами книги Притчей: «Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» (Притч. 8, 16). Поэтому и св. ап. Петр писал христианам: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Пет. 2, 13–14).
Должно ли поступать в военную службу, когда Господь заповедал: «не убий» (Исх. 20, 13).
Должно, так как заповедью Господней запрещается убивать ближних, а не преступников и врагов родины.
Есть ли в Писании свидетельство о том, что должно казнить смертьютяжких преступников?
Есть. В книге «Исход» говорится: «Если кто застанет вора подкапывающагося и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему» (Исх. 22, 2).
Можно ли, пребывая в военной службе, быть истинным праведником?
Можно. Сотник Корнилий был воин и в тоже время, по сказанию книги Деяний, был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10, 2).
Часть третья.
Об источниках христианского вероучений.
XXI. О св. Предании.
Чем можно объяснить причину столь многих заблуждений сектантов?
Причина заблуждений сектантов прежде всего объясняется тем, что они не знают всего учения Спасителя и св. апостолов.
Чем можно доказать, что сектанты не знают всего учения Христа и апостолов?
Они признают одно только св. Писание, а в последнем записано, но все, чему учил людей Христос и апостолы.
Откуда это видно?
Это видно из самого же Писания. Так св. Иоанн Богослов в конце своего евангелия пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин. 20, 30). И еще: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25).
Тот же апостол пишет во втором своем послании: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам, и говорить устами к устам» (2Ин. 1, 12 ср. 3Ин. 1, 13–14).
Даже то, о чем записано в Слове Божием, изложено не полностью, а кратко «Сие кратко написал я вам,» говорит ап. Петр в своем первом послании (1Пет. 5, 12). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко» пишет ап. Павел в послании к Ефесянам (Ефес. 3, 3).
Где же содержится полностью учение Спасителя и св. апостолов?
В свящ. Предании.
Что такое св. Предание?
Св. Преданием называются истины Божия, не записанные во св. Библии, а либо хранившиеся в памяти христиан от Христа и Апостолов, либо открытые Духом Божиим Святым Отцам.
Кто положил начало св. Преданию?
Начало св. Преданию положил Сам Спаситель, Который не записывал Своего учения, а проповедовал его устно. Также и многие из апостолов и учеников Христа не оставили никаких Писаний, а передали свое учение людям устно.
Имеются ли в Слове Божием указания на существование св. Предания?
Имеются. Св. Апостол Павел писал в послании к Фессалоникийцам:«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2, 15). И в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 2, 2).
Где ныне сохраняется св. Предание?
Оно сохраняется в Церкви, которая по слову апостола «столп и утверждение истины».
Изложила ли Церковь впоследствии св. Предание письменно?
Да, например, в постановлениях Вселенских Соборов, в 85-ти правилах св. апостолов, и в тех отеческих творениях, которые одобрены на Вселенских Соборах.
А не может ли св. Предание через устное распространение забыться пли затемниться?
Нет, не может. Церковь Христова находится под водительством Духа Святого, о котором Спаситель сказал: «Утешитель Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14,25).
XXII. О св. Писании.
Чем еще объясняется причина заблуждений сектантов?
Причина заблуждений сектантов объясняется еще тем, что они не понимают многих мест св. Писания и толкуют их неправильно.
Разве есть в св. Писании места неудобовразумительные?
Есть. Св. апостол Петр писал, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невеждый и не утвержденные к собственной своей погибели превращают» (2Пет. 3, 16).
Кто же может толковать непонятные места св. Писания?
Толковать Писание могут только те люди, которые получили на это особый дар св. Духа.
Откуда это видно?
Это видно из того, что даже апостолы не прежде научились понимать Писание, как Господь, по сказанию Евангелиста: «отверз им ум к у разумению писаний» (Лк. 24, 45).
Почему люди простые, не богопросвещенные не могут толковать св. Писания?
Премудрый Сирах пишет: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом, и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах» (Сир. 38, 25).
Но как же тогда понимать слова Спасителя: «Славлю Тебя, Отче… что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам»? (Лк. 10, 21).
Ответ дает св. ап. Павел, говоря: «Братия! не будьте дети умом; на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор. 14, 20).
Откуда видно, что толковать Писание должны люди мудрые?
Это видно из слов Спасителя, Который сказал: «вот Я посылаю к вам пророков и мудрых книжников» (Мф. 23–34).
Как же должны поступать верующие, когда они встречают непонятное для себя в св. Писании?
Они должны подражать примеру того благочестивого евнуха, который, по сказанию книги Деяний, прочитав книгу пророка Исаии, не решился сам толковать ее, а обратился за изъяснением к св. ап. Филиппу. Филипп, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: «разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. Филипп отверз уста свои, и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8, 27–35).
Кто у нас преемники св. апостолов?
Прежде всего Отцы Церкви, засвидетельствованные святостью и чудесами, которые оставили нам истолкования св. Писания, а затем Богопоставленные пастыри Церкви, к которым поэтому и должны обращаться верующие за изъяснением непонятных мест св. Писания?
Все ли Писание должно принимать, или только один Новый Завет?
Св. ап. Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3, 16). Значит, должно принимать и Ветхий Завет, разумеется, кроме того, что отменено Спасителем.
XXIII. Заключение.
Для чего мы изучаем истины своей веры?
«Дабы мы, – по слову апостола, не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4, 14).
Как должно смотреть на православных пастырей и проповедников, наставляющих нас в истинах веры?
Премудрый Сирах пишет: «Человек ученый знает много и многоопытный выскажет знание» (Сир. 34, 9).
Не повреждают ли православные пастыри Слова Божия, как утверждают сектанты?
Нет, потому что они преемники св. апостолов, а апостолы писали: «Мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом во Христе» (2Кор. 2, 17).
Как учит Слово Божие о сектантских наставниках?
Св. ап. Павел пишет: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того что утверждают» (1Тим. 1, 6–7).
Как же должно относиться к сектантским наставникам и проповедникам?
Св. ап. Павел заповедует: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17).
Конец.
«Царю же веков нетленному, невидимому, Единому, премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1Тим. 1, 17).
Источник: Православный противосектантский катихизис / Сост. Волын. епарх. миссионер, иером. Митрофан (Абрамов); Под ред. высокопреосвященного Антония, архиепископа Волын. и Житомир. — Житомир : электрич. типо-лит. М. Дененмана, 1909. — 60 с.