Невозможно рассматривать Православие вне контекста аскетизма, вне аскетического понимания христианской жизни. Согласно святоотеческому учению, жизнь человека, направленная на себя, а не на Бога, по сути, является смертью. Истинное здоровье души заключается в исполнении воли Божьей. Богоподобие достигается через уподобление Христу, и это является главной целью христианской жизни. Таким образом, нравственный аспект спасения заключается в реальном жизненном усвоении нравственного содержания жизни Христа, что ведет к достижению святости, имеющей свои ступени.
Начало христианской жизни называется обращением ко Христу. Это обращение характеризуется, с одной стороны, полным самоотречением, а с другой — преданностью Христу, покаянием и решимостью служить Ему, а не греху. Борьба с грехом и страстями требует от подвижника максимального напряжения сил, постоянного труда и аскезы. У святых отцов слово «аскеза» употреблялось в двух значениях: во-первых, как труд, упражнение, а во-вторых, после возникновения монашества — для обозначения подвижничества.
В первые три века христианства аскетами называли тех верующих, которые вели строгую и воздержанную жизнь, оставаясь в миру. Тех же, кто уходил от общества в пустыни, называли анахоретами. Одним из таких анахоретов был инок Герман, обративший в христианство преподобномученицу Евдокию (160–170 гг. по Р.Х.) из города Илиополя. Уже в I веке в римской общине некоторые христиане добровольно отказывались от брака или супружеских отношений. Об этом также свидетельствует преподобный Иоанн Кассиан, который упоминает, что первыми монахами были избранные ученики святого апостола и евангелиста Марка, первого епископа Александрии.
Аскеза — это «героическое усилие воли, необходимое для обретения нравственной энергии, силы и крепости духа». Она включает в себя покаяние, умерщвление плоти, отказ от мирских удовольствий и стремлений, а также преодоление страданий и скорбей ради укрепления внутренней свободы души и ее очищения. Аскеза представляет собой совокупность упражнений, которые поддерживают физическую крепость, питают интеллектуальную и моральную силу.
В первые века аскетами называли не только тех, кто вел строгую жизнь поста и молитвы, но и тех, кто, подобно Анне пророчице, неустанно пребывал в молитве в храме, тех, кто отличался особой благотворительностью, хранил девство или следовал путем воздержания.
Ориген подчеркивает нравственное значение поста и воздержания: пост сам по себе не является добродетелью, но служит основой для других добродетелей. В посте мы умерщвляем свое тело не ради самоуничтожения, а чтобы «умертвить земные члены — блуд, нечистоту, злую похоть». Это же можно отнести и к подвигу молчания: молчание само по себе не добродетель, но через него мы умерщвляем нечистоту языка и подавляем страсти.
Read Time:1 Minute, 54 Second