Данный символический тип изображения Богоматери восходит к ветхозаветному пророчеству Даниила, где описывается толкование сна Навуходоносора о камне (Дан. 2:34-35), предсказывающем воплощение Сына Божьего. Основой иконографии «Горы Нерукосечной» служит образ Одигитрии на престоле. Богородица держит в руках гору и камень, отколовшийся от нее, что и дало название этому типу. В различных вариантах икон «Горы Нерукосечной» также встречаются другие ветхозаветные символы, связанные с Богоматерью: Лествица Иакова, Неопалимая Купина, ковчег и скиния Завета. Этот иконографический тип известен с конца XV века.
Иконы подобного содержания являются редкими. Наиболее известный пример — икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» московской школы, созданная в 1560-х годах. Она происходит из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря и сейчас хранится в Музее-заповеднике «Коломенское». Согласно описи 1570 года, икона именовалась «Богоматерь Одигитрия на престоле» и почиталась в монастыре как чудотворная. Другие примеры икон этого типа можно найти в Ярославле (середина XVII века, из церкви Ильи Пророка), а также в собрании Государственной Третьяковской галереи: одна из них принадлежит московской школе, другая — мастерской Макарьевского монастыря, обе датируются серединой XVI века.
Гора и камень символизируют не только таинство Боговоплощения, но и имеют церковное значение: из ветхозаветной Церкви возникает новозаветная, а камень, отколовшийся от горы, становится «Великой горой» (Дан. 2:35). В художественном воплощении эта идея передается через изображение Богоматери с преувеличенно крупной фигурой и вытянутыми пропорциями. Мафорий Богородицы украшен «дымчатым» волнообразным орнаментом, напоминающим облачную рябь, что создает впечатление, будто Богоматерь, подобно огромной горе, окутана облаками.
На некоторых иконах, включая образ из Соловецкого монастыря, изображена радуга, исходящая от Богомладенца к земле. Этот символический элемент, отсылающий к ветхозаветным образам, указывает на Новый Завет, воплощенный Христом.
Для икон этого типа характерен поэтический подход иконописцев к ветхозаветным образам, а их художественное решение основывается на богословски точной и укорененной в Предании интерпретации эпитетов Богородицы, развившихся из ветхозаветных пророчеств.