Мои дорогие, покаяние, исповедь и причастие в храме – древнейшая традиция Великого поста. Меня искренне радует, что большинство верующих это понимают и стараются соблюдать. Однако мой многолетний опыт священника показывает, что кающиеся нередко допускают во время исповеди ошибки. Назову главные, чтобы вас, мои хорошие, предостеречь.
Первая – самооправдание. Звучит это примерно так:”Да, я допустила этот грех, но… “. И далее следует причина, как бы оправдывающая человека: “… но она сама меня вынудила”, “… но он вообще мне не помогает и не обращает внимание”, “… но я слишком устаю, чтобы ходить в храм” и так далее. Как только мы начинаем оправдывать себя, исповедь перестает быть покаянием – безусловным сокрушением о своем грехе. Поэтому, мои дорогие, на исповеди нужно говорить только о допущенном проступке. Если у духовника возникнет вопрос, почему грех был совершён, он сам спросит.
Вторая ошибка – перечисление грехов окружающих. Это тоже разновидность самооправдания. Порой приходится слышать: “Да, я поругалась с соседями, а вы знаете, что они мусор из окна выбрасывают и за капремонт дома не платят?! ” Покаяние – это исповедь только своих грехов, за которые мы держим ответ перед Богом. А другие люди ответят перед Господом за свои.
Ошибка третья – непонимание, в чем каяться, ощущение своей безгрешности. Мои дорогие, каждый из нас, даже самый хороший, грешит ежедневно. Мы обижаемся и осуждаем, раздражаемся и говорим неправду, сплетничаем и находим причины, чтобы не пойти в храм, не держать пост, не соблюдать утреннее и вечернее молитвенное правило, произносим бранные слова, кричим на детей, унываем, слушаем астрологические прогнозы, доверяем только себе, а не Богу… Уверен, что даже в таком поверхностном перечислении типичных для современного человека грехов многие узнали себя.
Глубокое покаяние, исповедь – это серьезная работа, честный взгляд не только на свои поступки, но и на мысли, чувства, желания. Именно к такому отношению к исповеди нужно стремиться.