Евангелия повествуют о достаточно коротком периоде жизни Иисуса Христа, примерно с 30 до 33 лет. Это объясняется тем, что апостолы сосредоточились на проповеди веры своего Учителя и примерах из Его земной жизни, крестной смерти и Воскресения, свидетельствующих о Божественной природе Спасителя.
Впрочем, в Евангелии от Луки есть эпизод, когда 12-летний Иисус отстает от родных и остается в Иерусалиме, где Его и находит Пречистая Матерь: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
Но как прошли последующие 18 лет жизни юного Христа? В Священном Писании об этом очень мало свидетельств. Можно с определенной уверенностью говорить, что от возвращения Святого Семейства из Египта до начала проповеди Спаситель жил в Назарете и был плотником. «И пришел в Назарет, где был воспитан» ( Лк. 4:16). Жители Назарета хорошо помнили Его: «и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» ( Лк. 4:22) ; «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк. 6:3). Можно предположить, что плотницкому делу Он учился у своего названного родителя – святого Иосифа, который был плотником. (Мф. 13:55). Иисус хоть и не родился в Назарете, но провел там большую часть Своей земной жизни, поэтому его называли: пророк из Назарета (Мф. 21:11), назарянин (Мк.1:24; Лк.4:34), назорей (Мф.26:71; Деян.2:22). Это же было указано на Его кресте (Ин. 19:19).
Существует лже-версия о тибетском периоде жизни Спасителя, влиянии на Него идей индуизма, которые якобы легли в основу христианского учения. Впервые эта опасная теория появилась во Франции, в книге писателя, автора приключенческих романов, выпущенной в конце 19 века, когда европейское общество было поголовно увлечено Востоком и оккультными учениями. А потом была подхвачена и развита в книге русского офицера, утверждавшего, что он видел повествование о тибетском периоде жизни Иисуса в одном тибетском монастыре. Однако вскоре два именитых ученых-востоковеда (М. Мюллер и Дж. Дуглас) изобличили ложь, выяснив, что этот тибетский монастырь никто из европейцев не посещал, и там ничего не знают о старинном манускрипте, повествующем о неизвестных годах жизни Христа.
Но даже без этой разоблачительной экспедиции было понятно, что никогда бы подросток, свято чтущий Закон Моисея и уважающий своих земных родителей, не отправился тайно на несколько лет в страну идолопоклонников. А различия между христианским вероучением и индуизмом слишком разительны, чтобы одно вытекало из другого. Поэтому, мои дорогие, еще раз хочу вас предостеречь от увлечения сомнительными теориями и доверия к «сенсационным» материалам.