0 0
Read Time:1 Minute, 49 Second

Как священнослужителю мне очень часто приходится наблюдать за формированием греховной привычки. Как она проявляется и в чем ее опасность?

Мои дорогие, наверняка многие из нас наблюдали за собой одну и ту же негативную реакцию в одной и той же ситуации? Например, если кто-то начинает говорить на повышенных тонах, мы тоже начинаем повышать голос. Или если начинается спор в соцсетях на значимую тему, азартно вступаем в дискуссию в комментариях? Причем это происходит быстрее, чем мы успеваем себя одернуть. Это и есть проявление привычной реакции, опасность которой заключается в том, что мы постепенно начинаем считать ее нормой. В первом случае у нас начинает формироваться привычка к несдержанному проявлению раздражения и гнева, а во втором – гордыни и осуждения.

Есть и другие, казалось бы, вполне простительные и незначительные прегрешения, которые, входя в привычку, становятся сначала грехом, а потом страстью. Для одних, например, это употребление баночки пива сначала по выходным, потом двух баночек через день, потом пиво, а в дальнейшем и более крепкие напитки, становятся ежедневным ритуалом, который заканчивается алкоголизмом.

Знаю людей, которые сначала искренне переживали, что не смогли оплатить билет в общественном транспорте из-за неработающего валидатора, потом начинали не платить «принципиально», дескать, за такую ужасную работу транспорта и платить – грех, а потом позволяли себе уже осознанное хищение на работе, аргументируя: «не я украду, так другие». В этом – главная опасность мелких прегрешений, которые формируют греховную привычку, которая становится «хозяином» человека и уже диктует ему свою линию поведения.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не существует тирании невыносимее привычки. Недаром ее можно назвать второй натурой». А святитель Игнатий Брянчанинов утверждал: «Безнравственные привычки подобны оковам. Они лишают человека его нравственной свободы и насильно держат в смрадном болоте страстей».

Таким образом, подчиняясь даже мелким греховным привычкам, мы постепенно, сами того не желая, лишаем себя свободы воли, дарованной нам Господом. И разрубить эти оковы можно лишь, постоянно контролируя себя и удерживая от привычной (и греховной!) реакции.

Святой Исаак Сирин наставлял: «Нельзя преодолеть великое, если не победить ничтожного». Люди порой стремятся одолеть серьезный грех и страсть, не отработав навыки преодоления греховных помыслов и действий на незначительных прегрешениях. Однако это всё равно что попытаться освободить осажденный неприятелем город, не обезоружив стражу. Даже маленькими шагами можно одолеть большой путь, помните об этом, мои дорогие.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Можно быть на службе утром, если позавтракать?
Next post Тверской митрополит Амвросий: что такое молитва по соглашению

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы