Евангелист и один из 70 ближайших учеников Спасителя, память которого празднуется 31 октября, считается основоположником иконописи.
История не сохранила для нас точные сведения о количестве написанных святым Лукой иконописных образов Пресвятой Богородицы, но, согласно церковному преданию, их несколько десятков, не менее 20. Важнее другое – именно апостол Лука написал первую икону и запечатлел Пречистую Заступницу по личным впечатлениям, общаясь с живой Божией Матерью.
Более того, Сама Богородица благословила иконы, написанные евангелистом, произнеся: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с этими иконами да пребудет». Стоит ли удивляться, что многие из этих иконописных образов стали чудотворными и почитаются во всем христианском мире.
Исследователи полагают, что в первую очередь имеет смысл говорить о трех наиболее распространенных иконографических образах, написанных святым Лукой и ставших основой всей иконографии Пречистой Матери. Такая точка зрения опирается на «Сказание о трех иконах, написанных Апостолом Лукой» 1422 года. Оно излагает историю создания икон под руководством самого Архангела Гавриила, из него мы и знаем о словах благословения Пресвятой Богородицей написанных евангелистом икон.
Какие же это три типа икон? Это «Умиление», «Одигитрия» (Путеводительница), на которых Царица Небесная изображена вместе с Богомладенцем, и изображение Пресвятой Богородицы без Младенца. Эти три иконографических варианта легли в основу большинства иконописных образов Божией Матери, в том числе кисти самого святого Луки. Из них порядка 10 находятся в Русской Православной Церкви, 13 – на Святом Афоне и 8 – на христианском Западе. Назову лишь некоторые из них.
Можно вспомнить Владимирскую икону («Умиление»), написанную, по преданию, на доске стола, за которым трапезничало Святое Семейство. Или Корсунскую икону, которую связывают с венчанием святого благоверного князя Александра Невского, либо Смоленскую («Одигитрия»), ставшую одним из духовных символов борьбы с татарской ордой. В их числе пребывающая на протяжении многих веков на афонской земле и никогда ее не покидавшая Иверская икона Божией Матери, а также святыня императорского дома Романовых – Феодоровская икона, которой благословлялись на царство и венчанный брак русские самодержцы. Древние иконы, созданные святым апостолом и евангелистом Лукой, и их чудотворные списки навечно стали великими святынями нашей Церкви, неотъемлемой частью истории России.