До того, как Сергий принял сан игумена, в северных районах Руси существовали особножительные монастыри. В них каждый инок имел свою крохотную келью, имел одежду и пищу по своему личному достатку. Общинного образа жизни в таких монастырях как такового не было. Часто именно такие монастыри заселялись дожившими до глубокой старости представителями аристократии, которые желали провести остаток своих дней
в покое и уединении. Однако зачастую они вели далеко не монашеский образ жизни, пользуясь своим богатством. Это абсолютно не вязалось с духовно – нравственной жизнью иноков.
Во времена Преподобного и с его участием в монашеской среде стали происходить существенные перемены. Примером тому служит появление по всей Руси общежительных (киновиальных) монастырей. Основное отличие от других русских обителей заключается в том, что все предметы быта, посуда, продукты, книги – стало общим имуществом, а трапеза стала проводиться в специально оборудованном помещении и в определенное время для всех обитателей.
В этих монастырях монахи коллективно трудились сельскохозяйственные на земельных участках, пожертвованных обителям зажиточными людьми. Необходимую для пропитания часть урожаев монастыри оставляли себе, остальное шло на продажу, а выручка шла на строительство храмов, духовное просвещение, благотворительность и многое другое.
Зачастую среди иноков общежительных монастырей были очень талантливые и мастеровитые люди, поэтому в этих обителях были хорошо развиты живопись, ткачество, книгописание.
Идея внутренней духовной свободы для Преподобного Сергия была основой высокого жития. Под внутренней духовной свободой святого подразумевается свобода общения с людьми, независимо от их классовой принадлежности. Так, он мог свободно и спокойно мог общаться с князьями, епископами, царскими персонами и представителями церкви других стран. Честный, справедливый, живущий в усердных молитвах и с Христом в душе, никогда не стремящийся к власти, он, однако, реально морально выше и мудрее тех, кто у власти.
Поэтому и канонизирован в лик Святых Сергий заслуженно, прославился за годы жизни своими монашескими святыми подвигами и монашеской аскетической жизнью.
Иноческая жизнь – это удел избранных, тех, кто посвятил всю свою жизнь служению Богу. Такую цель избрал для себя Преподобный. К зрелым и старческим годам он стал наставником и учителем страны. Преподобный Сергий был примером для всех, даже не говоря ни слова. На одних он действовал как утешение и мудрость, для других был немым укором. Но всегда для всех являлся образцом трудолюбия, веры и мужества.
Главное его наследие – это собирание, единение. Он собирает, наставляет и объединяет вокруг себя учеников. Он собирает и соединяет разрозненную войнами и междоусобицами Русь. И в этом одно из главнейших достижений святого. Путь к единению русского народа был нелегким, несколько десятилетий понадобилось, чтобы поднять русский дух, помочь поверить в свои силы и одержать победу над темными силами.
Сергий Радонежский стал для Русской Христианской Церкви непревзойденной по величию и значимости святой личностью. Недаром Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из своих интервью так отозвался о нем: «Главное чудо преподобного Сергия – он сам. Человек, который ушел из мира – и стал центром Руси. Бежавший любой власти – и светской, и церковной и он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви. Сознательно выбравший для подвигов непригодное для нормальной жизни место – он создал вокруг себя огромную Лавру и целый город… Смиренный монах, он мобилизовал и вдохновил русский народ на защиту Отечества». В этом коротком определении отразилась вся жизнь Преподобного, его значение в нравственном возрождении нашего народа и укреплении государства.