26 сентября мы молитвенно вспоминаем освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, которое произошло в первой половине 4 века. Название «Воскресение Словущее» этот праздник получил потому, что в отличие от Светлой Пасхи, лишь слывет Воскресением, поскольку относится только к освящению храма Воскресения Христова.
История строительства этого храма достойна отдельного рассказа. После жертвенной смерти Христа на Кресте, место завершения Его земной жизни долгие годы попиралось язычниками. Когда римский император Тит завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе, не оставив камня на камне. Позднее другой язычник император Адриан построил на месте разоренного Иерусалима новый город, которому дал свое имя и запретил называть его прежним. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на этом месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, возвел храм, посвященный богине любви Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся оргиями.
Когда императорский престол занял равноапостольный Константин Великий, первый из римских венценосцев всей душой принявший христианскую веру, он вместе со своей матерью святой Еленой решил обновить Иерусалим и на месте крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа построить новый храм.
Равноапостольная Елена уничтожила все идольские капища в Иерусалиме, очистила его от языческих изваяний и освятила оскверненные места. Она надеялась отыскать Крест и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там и был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Животворящий Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил.
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, но царица Елена его так и не увидела. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. Завершение строительства храма Воскресения Христова совпало с заседанием Тирского собора и 30-летием правления равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября (по старому стилю) 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Это знаменательное событие мы теперь всецерковно отмечаем 26 сентября.
Мои дорогие, вам было понятно, интересно такое объяснение?