Ежегодно 22 сентября Церковь молитвенно вспоминает святых праведных родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну. Кем они были, и откуда мы знаем о них, если о Рождестве Пречистой Девы нет упоминания в Новом Завете?
О праведных родителях Пресвятой Богородицы свидетельствуют несколько источников, которые относятся к церковному Преданию. Наиболее авторитетный из них – Протоевангелие Иакова. Многие из событий, описанных в этом памятнике христианской литературы 2 века, мы вспоминаем в течение всего церковного года.
Предание гласит, что Иоаким был состоятельным и праведным человеком, не скупившимся на щедрые приношения в храм. В один из религиозных праздников, когда все жители по обычаю собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг грубо оттеснили на том основании, что у него с супругой Анной много лет не было детей. В то время иудеи напрямую связывали количество детей с благочестием супругов. Считалось, что родительского счастья Господь лишает только грешников.
Иоаким опечалился и решил выяснить, а были ли в иудейской истории благочестивые люди, у которых не было детей. Но таковых не нашлось. В отчаянии Иоаким решил уединиться в пустыни, проведя 40 дней и ночей в строгом посте и молитве. Вдалеке от него слезно молилась и его пожилая супругу Анна, которая тоже за свою бездетность терпела насмешки даже от прислуги.
Но Анна знала из истории, как Сарра родила Исаака в 90 лет, и не оставляла молитву о ниспослании им с мужем ребенка. И Господь послал к ней Ангела, который возвестил ей о скором зачатии дитя, о котором будет говорить весь мир. Супруги дали обет посвятить ребенка Богу и отдать чадо в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией, и благочестивые родители выполнили свой обещание.
Есть и другие ранннехристианские источники, в частности, сирийские, которые приводят родословную праведных Иоакима и Анны. Они свидетельствуют, что Иоаким был сыном Матфана и внуком Елеазара. Таким образом, Пречистая Мария, как и Её нареченный супруг Иосиф Обручник, происходили из рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Пресвятой Богородицы и церковные писатели 8-9 веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах.
К святым праведным Иоакиму и Анне по традиции молитвенно обращаются за помощью в обретении благочестивой семьи, излечения бесплодия и рождении деток.
Молитва:
О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.