Народная мудрость гласит: «Слово – серебро, а молчание – золото», «Язык мой – враг мой», «Слово – не воробей, выскочит – не поймаешь», «Пустая бочка громче гремит». Эти и многие другие поговорки – о пользе молчания, опасности многословия и никчемности пустословия. С еще бо́льшей ответственностью относиться к каждому слову призывают нас Священное Писание и святые отцы.
Вспомним евангельское «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит «Логос», у которого около ста значений, включая «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция».
Слово – отражение души человека, во многом показатель его духовности, нравственности, умения обуздывать гордыню и страсти. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
За слова свои мы будет держать ответ перед Богом так же, как за совершенные поступки: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37). Потому что: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).
Поэтому во многих молитвах и псалмах звучат прошения к Господу, связанные со словом: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140). «Господи и Владыка живота моего, дух празднословия не даждь ми» — читаем мы в молитве Ефрема Сирина.
Празднословие – это пустые разговоры, болтовня, который мы грешим не только пересказывая друг другу какие-то сплетни и досужие домыслы, но и погружаясь ежедневно в словесное море постов, новостей, незначимых сообщений… В этом многословии легко проявить самолюбие, употребить бранное слово, сказать неправду, слукавить, схитрить, осудить, обидеть. И, наконец, просто праздно, то есть бессмысленно, потратить время, отвратить свое внимание с молитвы, внутреннего разговора с Богом на суету и болтовню.
Не случайно в христианстве сформировалось целое направление монахов-молчальников, дававших обет безмолвия и непрестанного творения Иисусовой молитвы. Среди прославленных русских святых в подвиге безмолвия длительное время подвизались, к примеру, преподобные Нил Столобенский, Андрей Рублев, Сергий Радонежский и многие другие. Я не призываю вас повторить их подвиг, до него надо дорасти на протяжении многих лет непрестанного духовного труда и покаяния, да и вряд ли он под силу человеку, живущему в миру и имеющему множество социальных обязательств.
Но меньше говорить, не тратить время на празднословие, удерживать свой язык, когда хочется настоять на своем, – вполне возможно.
Мои дорогие, попробуйте в какой-нибудь выходной день, когда есть возможность ограничить круг своего обязательного общения, попробовать полностью промолчать, не заходить в соцсети, не смотреть телевизор, не читать сообщения из мессенджеров. Вы увидите, насколько легче будет сосредоточиться на молитве, как станет тихо и спокойно на душе. Особенно хорошо это делать в день причащения, после Таинства до конца дня. Естественно, нужно предупредить родных и близких, чтобы избежать недопонимания. При этом надо понимать, что полное безмолвие – это еще и отсутствие внутреннего диалога.
Кто-нибудь из вас пробовал молчать весь день, уделяя особое внимание молитве и созерцанию природы? Напишите о своем опыте.