Иконография Богоматери в православном мире необычайно богата. В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы, имеющих особое отличительное имя.
По православному преданию первые иконы Богоматери были написаны евангелистом Лукой после сошествия Святого Духа. Есть иконы, передающие это событие. «Предание гласит, что евангелистом Лукой всего было написано до 70 икон Богородицы, и православное благочестие в разных странах почитает 10 таких икон в России и 21 на Западе и на Афоне».
Уже в живописи катакомб мы видим некоторые изображения Богоматери, близкие к современным типам икон. Это Млекопитательница (II век), Знамение (IV век).
Первым иконографическим изображением Богоматери является тип Одигитрии. Исторически она появляется на пороге становления византийского искусства и представляет собой произведение греческого стиля. Основной тип Одигитрии, согласно преданиям, происходил с сирийского Востока, и византийские историки единогласно относили его появление к 450-м годам. «Древняя икона Одигитрии, по преданию, была прислана из Иерусалима императрицей Евдоксией, женой Феодосия Младшего, в ее бытность на Святой Земле между 442 и 460 годами, в дар матери Феодосия, благочестивой Пульхерии (+453)».
Древнейшим свидетельством об этой иконе является отрывок из Феодора Анагноста или Чтеца, который составил около 530 года свою «Историю» из Сократа, Созомена, Феодорита и своего продолжения. Этот отрывок как раз и сообщает нам о паломничестве Евдоксии и перевозке образа Богородицы из Иерусалима.
Святой евангелист Лука не только является создателем икон Богородицы, но он является единственным евангелистом, который подробно рассказал о Ней. Апостол Лука считается первым иконописцем, и, бесспорно, он оставил нам первую икону — «словесную», показав внутренний облик Богородицы в своем Евангелии.