Рассматривая древнейшие из дошедших до нас изображений Спасителя, невольно задаешься вопросом: знали ли древние христиане подлинные черты Иисуса Христа?
В катакомбах Христос изображался обычно символически в виде юноши, что соответствовало представлению того времени о вечно молодых богах. Встречаются также изображения Христа в виде зрелого мужа с бородой. А древнейшие из привычных нам изображений византийского типа относятся к IV веку и находятся на одной таблетке из слоновой кости, открытой Бозио, на пяти саркофагах Латеранского музея и в катакомбах Домициллы и Понтиана.
В Евангелии ничего не говорится о внешнем облике Спасителя, не оставили нам таковых свидетельств апостолы и мужи апостольские, слушавшие «самовидцев Слова», а святые отцы и апологеты древности приводят самые противоречивые свидетельства. И уже во II веке возник вопрос о лике Иисуса Христа. Тогда этот вопрос решался не на исторической, а на догматической основе.
Впервые очень подробное описание лица Спасителя приводит письмо Публия Лентула к римскому сенату. В этом письме Лентул представлен как друг и предшественник Пилата. Однако предшественником Пилата был не Лентул, а Валерий Гратус. А имя Лентула вообще не встречается в списках правителей Иудеи того времени. Из самого описания видно, что оно составлено христианином, который хорошо знает Священное Писание. Из этого следует, что письмо представляет собой подложный документ, который появился, вероятно, в III-IV веке, когда под именами разных писателей выходило много псевдонимных сочинений. Есть также мнение, что это письмо появилось в VIII веке. Это мнение основано на том, что в нем описывается сформировавшийся тип изображения Христа. Впервые это письмо встречается в латинском переводе среди сочинений Ансельма Кентерберийского (XI-XII век).
Описание лица Христа содержится и в послании святого Иоанна Дамаскина (VIII в.) к императору-иконоборцу Феофилу. Однако из этого описания трудно составить портрет. Примерно такое же описание находится и у греческого церковного писателя XIV века Никифора Каллиста. «Оно дополнено только некоторыми подробностями, которые, вероятно, были заимствованы из древних икон Спасителя». «Как мы видим, в древности внешний вид Иисуса Христа был забыт, каждый изображал Его по-своему, и не было прочно установившегося иконографического типа Спасителя».