Смирение – одна из главнейших добродетелей, противоположность гордыни. Она ничего общего не имеет с самоуничижением, как думают многие. Но как же понять, где подлинно христианское смирение, а где нет?
Обратимся к мудрости святых отцов. Они называли такие признаки смирения:
Осознание, что все достижения в нашей жизни – не личная заслуга, а помощь Бога.
Святитель Димитрий Ростовский: «…Не думай и не говори, что ты то и то сделал, чтобы все твое не рассыпалось внезапно пред глазами твоими. Если же что сделал ты доброе, говори, что это не ты сделал, но благодать Божия с тобою. Спасение наше не столько в делах наших, сколько в милости Христовой, ибо Бог, что захочет, примет от нас, а чего не захочет, отвергнет. Все приписывай Богу, чтобы Он все твое вменил тебе и был тебе во всем скорым Помощником».
Смиренный одинаково доброжелательно держит себя со всеми.
Святитель Иоанн Златоуст: «Если хочешь быть смиренным, то не будь кроток с одним, и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будь то друг или враг, великий или малый».
Отсутствие раздражения, злобы и желания мстить.
Преподобный Антоний Великий: «Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою».
Смиренный смотрит за собой , а не за другими, в нем нет осуждения.
Преподобный Макарий: «Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех задирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Умение смиренно принимать и кротко переносить искушения, болезни и беды.
Преподобный Анатолий Оптинский: «Сказываю тебе: самое лучшее средство — обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения».
Осознание своего несовершенства, глубокое покаяние.
Преподобный Ефрем Сирин: «Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным…».
Упование на Господа и внутренний покой.
Преподобный Исаак Сирин: «Одним из характерных признаков смирения является внутренний покой. Выражается он в отсутствии у человека страха перед жизненными обстоятельствами, уверенности в промысле Божием, защищающем от всякого зла».