Как-то так сложилось, что многие верующие люди, даже воцерковленные, не уделяют особого внимания всему периоду празднования больших церковных праздников и его завершающему дню – отданию. И совершенно напрасно. Традиции многодневного празднования религиозных торжеств несколько тысячелетий.
Уже в Ветхом Завете можно найти подтверждение тому, что важные события праздновались в течение 8 дней: «Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23,34-36).
В новозаветное время традиция отдания праздника на восьмой день обрела особый смысл. Если считать от сотворения мира, то мы живем в седьмом «дне», восьмой наступит после Второго пришествия Христа.
Первые свидетельства восьмидневного попразднования христианами относятся к правлению святого императора Константина Великого, когда было установлено попразднество освящения базилик в Иерусалиме и Тире. В Византии уже в 4 столетии в течение восьми дней отмечали Пасху, Пятидесятницу и Богоявление, а чуть позже – Рождество Христово. В дальнейшем эти правила для некоторых праздников изменились, но суть попразднества осталась прежней. На праздничную составляющую этого периода указывают и церковные песнопения в течение всех попраздничных дней, и полное повторение богослужебного устава праздника в день его отдания.
Отдание Успения Пресвятой Богородицы – это возможность еще раз прикоснуться и пережить духовную радость праздника и вдохновиться на такую же светлую радость в будни.
Митрополит Антоний (Сурожский) об этом дне говорил так: «… в отдание праздника, мы будем вспоминать этот праздник, но как бы уходящий от земли; мы его отдаём Богу. Что же это значит? Это значит, что это событие, которое среди нас жило, действовало, вдохновляло нас в течение всех этих дней, теперь переходит в вечность как обещание, и остается нам ожидание: ожидание веры, ожидание надежды, ожидание любви, ожидание радости о том, что победа не только одержана Христом, но что она уже явлена нам на земле в лице Божией Матери.
Отдадим же этот праздник, дадим его в вечность; но будем помнить, что мы его обретём в свое время, когда сами, пройдя узкими вратами смерти, войдем в вечность Божию. Не в ту страшную смерть, какой была смерть Ветхого Завета, но в смерть, которая для христианина является временным сном в ожидании всеобщего воскресения. И мы знаем, что это воскресение будет, потому что в лице Божией Матери оно уже совершилось».
Мои дорогие, вам был интересен и понятен этот пост? Вы узнали что-то новое о традиции отдания церковных праздников?