Мои дорогие, давайте на минуту задумаемся: а что такое обида? Это наша негативная реакция на поведение другого человека, которое не соответствует нашим ожиданиям. НАША реакция, НАШИМ ожиданием. То есть обижаться или нет – полностью зависит от нас.
Обида на другого – это всегда проявление сразу нескольких греховных качеств. Во-первых, гордыни. «Как же так, человек посмел сделать не то и не так, как я хотел, как я ждал!» А почему он должен поступать в соответствии с нашими желаниями, которые, часто даже не озвучиваются или озвучиваются намеками? Даже Господь дает право каждому из нас поступать так, как мы считаем нужным, лишь предупреждая о последствиях неправильного выбора. Да и потом, точно ли этот конкретный человек МОЖЕТ нам дать ожидаемое? Согласитесь, мы не обижаемся на рыбу за то, что она не дает молоко. Но почему-то обижаемся на подругу, которая всегда опаздывает, с самого детства, на то, что она очередной раз опоздала.
Во-вторых, это неумение и нежелание прощать, то есть нарушение того, что нам завещал Спаситель. В-третьих, это осуждение другого, по сути за то, что он не соответствовал нашим идеальным ожиданиям. А разве мы сами идеальны во всём? В-четвертых, это манипуляция, то есть разновидность лукавства, когда демонстрируя свою обиду на человека, мы как бы наказываем его, пугаем плохим отношением.
Обидчивость – это отсутствие духовной и психологической зрелости, зачастую укоренившаяся с детства поведенческая привычка. Вспомните, как ведет себя карапуз, которому родители не дали до чего-то дотянуться или отняли из ручек опасный предмет? Правильно! Он надувает губы или начинает реветь, ярко демонстрируя свое недовольство. Фактически, обижающийся ведет себя по аналогии с этим неразумным малышом.
Обидчивость – это еще и отсутствие эмпатии, умения сопереживать, ставить себя на место другого человека. Вместо хотя бы попытки объяснить задевшее нас поведение другого человека, например, усталостью или проблемами на работе, мы начинаем буквально придумывать мотивы его поступков. Даже не удосужившись поговорить и выяснить, а то ли он имел в виду, что мы ему приписали. Нередко после спокойного разговора выясняется, что для обиды вообще нет причины.
Другое дело, что порой обижающийся не заинтересован в таком простом разрешении конфликта. Иногда человек осознанно вгоняет себя в состояние демонстративной обиды, что дает ему возможность привлечь к себе внимание, сформировать у «обвиняемого» чувство вины, чтобы вынудить поступить, так как ему хочется. И если на первых порах, «виноватый» старается как-то загладить свою «вину», то в случае регулярно повторяющегося сценария он просто сбежит или постарается сократить общение до минимума. Нам это надо?
Обида на другого человека может убить любовь, побудить к мести, отвратить от молитвы и Бога. Неслучайно преподобный Иоанн Лествичник писал об обидчивости: «Памятозлобие — это ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, гвоздь, вонзенный в душу…».
Мои дорогие, а что вы думаете об обидчивости?