Советы святых отцов – это сокровищница мудрости и (что особенно важно) практических рекомендаций, проверенных временем и собственным опытом. Давайте вместе припадем к этому кладезю знаний и поучимся правильной молитве.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставлял:
Возрастание в духовной жизни предполагает возрастание и в молитве. Молитвенное слово должно звучать не только в скорби, но и в радости.
Не надо искать в молитве способа обрести особый душевный подъем или благодатные дары вроде прозорливости и чудотворений. В таком желании есть личная корысть, духовная прелесть. Святитель писал: «Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов». «Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения…»
Искренняя молитва с открытым сердцем ценна сама по себе, разговором с Отцом Нашим. Благодать Божия подается Господом по одному Ему ведомым причинам, и специально стремиться к этой неизъяснимой радости не стоит. Смысл молитвы не в этом. Святитель Игнатий писал: «Божие приходит само по себе – в то время, когда мы не ожидаем его и не надеемся получить его. Но чтоб последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием».
Святой отец советовал сосредотачивать внимание на словах и смысле молитвы, а не на душевных переживаниях во время молитвословий. «Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе».
На сосредоточенное внимание ума обязательно откликнется и сердце, не восторгами, но умилением и покаянием. Святитель Игнатий Брянчанинов об этом говорит так: «Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют сердце чудным спокойствием, верою, мужеством, кротостию, милосердием, любовью к ближним и Богу. По этим действиям, зримым во внутренней сердечной клети, человек признает несомненно, что молитва его принята Богом, начинает веровать живою верою и твердо уповать на Любящего и Любимого. Вот начало оживления души для Бога и блаженной вечности».
Именно к такому духовному состоянию, мои дорогие, в молитве и нужно стремиться, а не к получению просимого. Господь всегда даст нам то, что пойдет на пользу душе, а не то, что кажется нужным нам.