Вопрос непраздный. Мы живем в миру, есть необходимость обеспечивать жизнь своей семьи, учить и одевать детей, платить за жилье, электричество, связь, покупать еду и лекарства и пр. Для этого, безусловно, нужны средства, которых большинству из нас не хватает. Так можно ли молить Бога о достатке?
Можно, если личное обогащение не является мечтой всей жизни, не связано с излишествами и страстями, не идет во вред другим людям и не затмевает собой Бога. Разумный баланс, когда можно сказать «мне хватает на необходимое». Всё, что сверх того, если оно не направлено на благую цель (например, помощь больным и обездоленным, пожертвование на храм), чревато искушениями.
Об этом предупреждает и Священное Писание. Вспомним евангельские слова:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24); «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19–20).
Можно вспомнить и другую известную фразу Спасителя, которую приводит евангелист Матфей: «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19: 24-24). Но как ее понимать, если мы знаем, что всё в мире, включая богатство и власть, – от Бога? Святитель Иоанна Златоуст поясняет: «Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему», ибо грешной природе человека богатство представляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия.
Однако, если в молитве о достатке нет пагубной страсти к наживе, если мы с открытым сердцем жертвуем и даем милостыню, делимся и помогаем ближним, то в таком прошении к Богу нет ничего зазорного. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят» (Мф 7:7–11).