Крещения является одним из семи таинств Православной церкви и представляет собой священнодействие, в результате которого человеку дается благодать Святого Духа и спасительная сила Божия. Практика крещения младенцев получила свое оформление в раннехристианское время и почти в неизменном виде просуществовала до наших дней. До событий 1917 г. крещение младенцев в христианских семьях была поголовной.
В период гонений на Церковь крещение младенцев практически полностью прекратилось или осуществлялось тайно. В современной России в христианских семьях крещение младенцев осуществляется повсеместно. Но и некрещеных детей еще очень много. Возникают, в связи с этим логичные вопросы: зачем крестить ребенка, который не в состоянии сделать самостоятельный выбор? зачем это надо делать в младенчестве и др. вновь стали актуальными? Ответы на них был дан еще в раннехристианское время в трудах Отцов Церкви.
К этому необходимо добавить, что после Реформации широкое распространение, в том числе и в нашей стране, получили секты различных направление и толков, некоторые из которых отрицают крещение младенцев, выстроив целую систему возражений. Они явно отдают предпочтение Священному Писанию и не признают свидетельств Святоотеческой литературы. Знание этих свидетельств и умение использовать их в полемике с протестантами неизбежно обеспечит успех любой дискуссии.
Таинство крещения младенцев не может рассматриваться в отрыве от изучения истории возникновения и сложения литургической практики таинства крещения в целом. Богопромыслительная суть Крещения составляет основную часть Священного Предания. Упоминания о нем впервые проявились в свидетельствах Нового Завета: в Евангелии, в Посланиях апостолов и творениях Апостольских мужей.
В Евангелии от Марка Иисус Христос после Воскресения обращаясь к ученикам, сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Спаситель сам употреблял слово «крестится» «для обозначения Своего искупительного подвига – страданий, крестной смерти, погребения и воскресения». Евангельская суть крещения заключалась в соучастии каждого, принявшего крещения, Его смерти и его воскресения, переживании его смертного пути, смерть для мира и возрождение в Боге.
В этом заключается христологический (учение о Христе) и сотериологический (учение о спасении) аспект таинства крещения. Поэтому, как считает Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский: «в богослужении таинства Крещения уделяется достаточно большое внимание воспоминанию Крещения Господа, – это не просто символический параллелизм, но свидетельство о реальной духовной связи двух событий, их онтологическом единстве». Об этой глубокой связи свидетельствует также троекратное погружение при таинстве крещения, которое знаменует собой трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.
Троекратное погружение, которое является кульминацией таинства крещения, имеет также тринитарный аспект. В основе его лежит текст из Евангелии от Матфея. Иисус Христос в обращении своем к ученикам после Воскресения призвал их: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Поэтому троекратное погружение крещаемого в купель совершается во имя всех трех Лиц единосущной и нераздельной Троицы.
В Евангелии от Иоанна Спаситель, отвечая на вопрос Никодима, говорит: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5). Архиепископ Георгий пишет: «Сошествие Духа в сердце христианина имеет своей целью не самодовольное упоение экстатическим состоянием и не сообщение экстраординарных даров – Дух вселяется в сердце для того, чтобы христианин имел внутри себя силу Божию, восполняющую доброе произволение самого человека следовать за Христом». Поэтому в литургической практике Православной церкви таинства Крещения и Миропомазания неразрывно взаимосвязаны. Именно в них человек получает «в Духе Святом дар освящения, который дает ему благодатную силу посвятить всю свою жизнь на служение Богу и ближним». В этом заключается пневматологический (учение о Святом Духе) аспект таинства Крещения.