Есть три слоя значения этого расхожего выражения: историко-архитектурный, библейский и образный.
Первоначально так называли основополагающий камень, который был главной опорой для несущих стен всего строения. В древности людям это понятие было хорошо знакомо, поскольку многие дома возводились из обтесанного камня.
Выражение «краеугольный камень» встречается также в Ветхом и в Новом Заветах, где символически обозначает Бога. Пророк Исаия, в книге которого впервые появляется это выражение, предрекал нашествие ассирийцев на Иудею. А также предостерегал от чрезмерных надежд на помощь союзника, поскольку только Бог является истинной опорой благополучия Иерусалима, его краеугольным камнем.
В Новом Завете краеугольным камнем является Бог, воплотившийся в бренном человеческом теле. Именно Спаситель стал основой нашей веры и Церкви. Краеугольным камнем называет Господа Апостол Петр (1 Пет. 2:6), ссылаясь на пророка Исаию (Ис. 28:16). Похожим выражением Себя называет и Сам Христос — камень, который сделался главою угла (Мф. 21:42–44). Апостол Павел утверждал: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11).
В светском значении (как что-то основополагающее, главное) выражение стало использоваться только в конце 19 века. И сегодня большинством людей воспринимается лишь как фразеологизм, без религиозного контекста. Но мы с вами – православные, верующие люди, поэтому всегда должны помнить о глубинном смысле слов «краеугольный камень».
Вам был полезен этот пост? На какие вопросы вы хотели бы, чтобы я ответил? Напишите в комментариях.