В переводе с греческого это слово означает «усердное моление». В современной богослужебной практике известны несколько видов литии, которые объединяет общий признак – совершение в притворе храма или вообще за его пределами. Лития часто соединяется с молебном и крестным ходом.
Святитель Симеон Солунский свидетельствовал: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен».
Например, лития является частью всенощного бдения перед церковными праздниками и читается после совместного молитвенного прошения (ектении). Звучат слова покаяния и упования на Божие милосердие. В этом есть отсыл к истории литии, к древней Византии, где она совершалась по поводу серьезных бедствий и при воспоминаниях о них. Также лития совершается после воскресной утрени.
На вечернем богослужении наверняка обращали внимание на момент, когда в притвор храма выходит священнослужитель и выносится блюдо с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. А после литии идёт помазание освящённым елеем и раздача хлеба, напитанного освящённым вином. Пять хлебов символизируют пять хлебов, которыми Спаситель насытил пять тысяч человек. Елей напоминает о Божией милости, а пшеница – о вечной жизни.
Другой вид литии – короткая заупокойная служба, состоящая всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в завершающую часть панихиды. Ее служат либо в притворе храма священнослужители, либо на кладбище или дома, могут совершать и миряне.
Если говорить в общем, то лития – это молитвенное прошение о благах земных – для живых, и благах небесных – для усопших, которое совершается в притворе храма или за его пределами.