Древнехристианская иконография очень интересна и использует разные образы, но есть тип изображения, который сохранился до сих пор, и мы его можем увидеть на примере иконы «Знамения».
В христианских катакомбах мы часто видим фигуры с поднятыми в молитвенном жесте руками. Это так называемые Оранты (от латинского слова orans — «молящийся»). Они были прежде всего образом христианской молитвы. Примером Оранты с таким значением может служить изображение конца III века в катакомбах св. Каллиста.
Своеобразное изображение образа «молитвы» находится на фреске погребальной капеллы в Эль-Багавате (в Большом Оазисе в Египте): при обычной позе этой Оранты, она имеет белое покрывало, ниспадающее почти до земли.
Однако некоторые Оранты, по мнению исследователей, были образами умерших, а некоторые символизировали собой Церковь. Всего в катакомбах насчитывается более полутора сотен Орант.
Встречается в катакомбах и символическое олицетворение времен года в виде человеческих фигур. По толкованию Тертуллиана и Оригена, зима означала смерть, весна – воскресение, лето и осень – жизнь будущего века, а, все вместе, Промысл Божий, все и всех хранящий. При этом обыкновенной формой олицетворения времен года в христианстве были юноши, а женские фигуры использовали в основном язычники.
Из языческих мифов заимствовано изображение Амура и Психеи, которым выражается представление о сродстве душ и о встрече любящих существ в загробном мире. Роспись в катакомбах Януария около Неаполя является примером подобного рода изображений.