Пророк рассуждает о происходящих сейчас событиях. Он протестует против нечестивых царей, прегрешениях народа, поклонении языческим богам и забвении Бога истинного. Он пытается донести свою весть своим современникам для того, чтобы они покаялись, перестали грешить и возвратились к Истине. Если народ и цари слушали голос пророка, каялись и стремились выполнять волю Божию, то наказание, провозглашаемое пророком, не постигало их.
Для писателей же апокалипсисов это существующее мироустройство обречено на погибель. Оно неизбежно разрушится, а на его месте Господь созиждет новое. Но перед этим будет Суд Божий, на котором злодеи получат воздаяние за сотворенное зло, а праведники – награду за добро.
В древности пророчества воспринимались на слух; апокалипсисы всегда записывались, так как имели богатую символику и непростое значение образов, которые необходимо перечитывать, чтобы расшифровать. Понять его глубинный смысл устно, на слух, практически невозможно.
Пророчества обычно являются отдельными и краткими предсказаниями. Апокалипсисы обширны, и описываемые ими картины могут циклически повторятся.
Апокалипсисы полны символизма, а пророчества — в меньшей степени. В апокалипсисах использование символов становится главным способом описания грядущих событий, а также современных исторических личностей без называния их имен. Это использовалось уже в Книге пророка Даниила. Иоанн Богослов также мастерски наполняет свое Откровение образами, а позже в других апокалипсисах символы принимают самые разные и удивительные формы. Надо сказать, что пророки для символов и иносказаний использовали существующие предметы, понятные в описании. Писатели апокалипсисов, наоборот, чаще употребляли фантастические и мифологические образы. В апокалиптике невозможно что-либо понять, не выяснив прежде происхождение и значение этих символов.
В апокалипсисах явно заметно противостояние добра и зла, Бога и сатаны; у пророков это не так ярко выражено. Также заметна четкая разница между мучениями настоящего времени — «век сей», и радостью грядущего спасения — «век будущий». Войти в «век будущий» можно только с помощью Бога.
В апокалипсисах в основном находятся утешения и ободрения для незаслуженно страдающих праведников. Пророки же больше обличают нечестивых, а также праведных напоказ, но внешне исполняющих закон.
Писатели апокалипсисов не верят, что люди могут изменить ход истории, но смотрят с надеждой в будущее. Праведники мучаются потому, что в данный момент Бог отошел от Своего народа и даст помощь только в будущем веке. Пророки говорят о необходимости изменения человека. Гнев Божий сменится на милость, когда грешник покается и обратится к Нему.
Кроме авторов Библии, апокалиптики обычно пишут под псевдонимом. Это делалось для придания тексту большего авторитета. Книги пророческие обычно писались реальным именем автора.
В пророческих книгах зачастую Бог говорит Сам, лично. Для апокалипсисов это несвойственно. «Пророчество характеризуется прямым слушанием, а апокалиптика — передачей истин через видения и сон». Откровение о Дне Господнем и Суде Божием, например, дается с помощью снов, образов и видений.