Так называется сжигание в специально предназначенных для этого сосудах (кадильницах) ладана и других ароматических смол во время молитвы. Этот обычай имеет очень древнюю историю и символизирует вознесение к Богу молитвенных прошений.
В Ветхом Завете есть упоминание о том, как Бог объясняет Моисею устройство и применение жертвенника для возжигания благовоний. Говорит о каждении и Новый Завет. В Откровении Иоанна Богослова есть такой эпизод: «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Откр. 8:3–4). То есть с благовонным дымом молитвы святых поднимаются к Господу.
Изначально кадильницы были стационарными, но уже в 6 веке в Византии появляются переносные сосуды на длинных цепочках для воскурения благовоний, и каждение становится частью привычной богослужебной практики.
Мои дорогие, вы наверняка обращали внимание, что в храме во время службы священнослужитель периодически обходит храм и кадит перед алтарным престолом, иконами, крестами, воздавая святыням подобающую честь. Дым от ладана – это зримый образ нашей молитвы: как он устремляется ввысь, так и наши искренние славословия и молитвенные прошения возносятся к Богу.
Но у каждения есть и еще один смысл – оно символизирует благодать Святого Духа в храме во время богослужения. Святой блаженный Симеон Солунский писал об этом: «Через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением».
Каждение бывает полным – всего храма, и малым, когда священнослужитель кадит только алтарь, иконостас и прихожан. Полное каждение совершается, например, на всенощном бдении перед помазанием верующих освященным елеем и на Божественной Литургии после проскомидии, когда завершается приготовление Даров для Причастия. Малое каждение совершается несколько раз на Божественной Литургии, а также на всенощном бдении накануне больших церковных праздников.
Мои дорогие, хотел бы предостеречь вас от отношения к воскурению ладана, как к какому-то магическому действу, механически отгоняющего бесов. Каждение без глубокой и искренней молитвы не имеет значения. Вспомним то, о чем я писал в самом начале этого поста: каждение – это образ нашей молитвы, возносящейся к Богу. Но затеплить дома ладанку-курильницу во время утреннего и вечернего молитвенного правила – только во благо.