Святитель Иоанн Златоуст считал терпение царицей всех добродетелей. Это качество христианина вмещает в себя и глубокую веру, и упование на Божью волю, и духовное мужество стойко, без ропота и уныния переносить жизненные испытания.
В современной светской интерпретации терпение часто путают с терпимостью и пассивностью. Но в православном понимании эта добродетель – всегда проявление духовной силы, а не слабости, поскольку подразумевает, в том числе, владение собой, что характерно только для зрелого и сильного человека.
В Священном Писании много высказываний посвящено терпению. «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притчи Соломона 14:29).
Со стойкостью в перенесении тягот и обид Новый Завет связывает также спасение души. «Претерпевший же до конца спасется (Евангелие от Матфея 24:13). При этом терпение духовно приближает нас к Богу, поскольку является неотъемлемым проявлением Божественной любви к нам. Господь нас терпит и прощает, несмотря на все грехи человечества. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр.3:9).
Терпение, как любую добродетель, в себе можно развить, прежде всего, укрепляя веру и упование на Промысл Божий. Вот что об этом говорил апостол Пётр: «… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр.1:3-8).
Только благодаря вере мы твердо знаем, что мир зла не будет существовать вечно, Бог обязательно победит всё злое, как когда-то победил смерть. И это придает нам силы для того, чтобы претерпеть все испытания. Но, мои дорогие, повторюсь – терпение не равно терпимости. Мы должны быть непримиримы ко греху, который можем предотвратить. Но в первую очередь, не потакать своим греховным мыслям, не позволять себе обижаться на ближнего и всегда помнить о неизбежности Божьего Страшного Суда.
Святитель Иоанн Златоуст указывал: «Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних – помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий Суд».
А как вы, мои дорогие, понимаете эту добродетель?