Святитель Иоанна Златоуст считал необходимость подаяния бедным неоспоримым фактом. Поэтому, он пытался определить количественный предел в деле жертвования имущества, призывая жертвовать если не все имущество, то хотя бы его часть своего. И в пример того, как может помочь пожертвование, Иоанн обращается к жителям Антиохии, с призывом, что если все жители города пожертвуют даже десятую часть своего имущества, то их город мог бы служить пропитанию десяти подобных городов.
По отношению к жертвованию милостыни, святитель Иоанн занимает позицию максимализма. Он абсолютно не принимает никаких оправданий в отступлении от следования христианскому идеалу. Один из примеров его отношения. Иоанн противостоял ссылкам на законность и оправдание бездействия от заботы о детях, как на препятствие к раздаче всего имущества нуждающимся. «Раздай (богатство) в бесчисленное множество рук, в руки вдов и сирот, убогих, заключенных в темницы… Но скажешь: что же я оставлю детям? Я не заставляю тебя раздавать все; а если и все раздашь, то тем более богатыми сделаешь детей своих, оставив им вместо денег милостивого Бога».
Святой отец ссылки на причины, что невозможность пожертвований, связанны с необходимостью заботы о детях, называл нечестивыми. Бог дает детей по человеколюбию и нельзя обращать их в повод к бесчеловечию. Возможность изыскания средств для милостыни, Иоанн предлагал, ограничить личное потребление христиан и иметь только самое необходимое.
Милостыня, является проявлением заботы о собственном душевном здоровье христианина. «Милостыня просвещает душу, утучняет ее и делает благообразною и прекрасною… лекарством, которое можно прилагать ко всем ранам». Святитель утверждает и убеждает в благодатной силе милостыни, всем идущим к Богу христианам и помогающая очистится от грехов. «Бог, по своему человеколюбию, даровал нам разнообразные средства к очищению и после крещения. Первое из этих всех средств — милостыня, так как сказано: милостынями и верою очищаются грехи».
Милостыня как исполнение долга, представляется Иоанну Златоусту необременительным. Поэтому, он пытается снять все опасения в связи с утратой христианином имущества. «Достаточно отдать – по учению святого отца – серебро в руки бедных, и все грехи тотчас омоются без боли и труда… Ты даешь серебро, а получаешь отпущение грехов… Расход состоит в деньгах, а прибыток… и в отпущении грехов…».
Иоанн показывает нам, что вера в Бога и милостыня – это то, что являются важнейшими средствами спасения, позволяющее приготовить душу человека к жизни в царствии Божьим. «Будем прилагать великое усердие к милостыне – поучает прихожан святой отец, – потому что иначе невозможно достигнуть Царства небесного…».
В обществе того времени Златоуст видел много несовершенства. Одним из проявлений несовершенства он считал имущественное неравенство. Златоуст, присутствие в обществе имущественного неравенства людей, объяснял наличием в обществе двух важных причин: первая причина состояла в дефиците, а порой и ее отсутствие, братской любви в обществе. По словам Иоанн, братское общение имуществ то, что позволяет восстановить утраченное общественное равновесие. Вторая причина по мнению святого отца — это Божественный замысел, который открывает всем людям возможность увидеть и раскрыть все свои лучшие качества, «заслужить венцы и похвалы» Господа.
Милостыня, по замыслу Господа, выполняет определенную инструментальную функцию, которая способствует восстановлению в обществе справедливость. Из учения Златоуста, отношения к паре «владелец-имущество» – разнообразны и выделяются три возможных варианта отношения владельца к своей собственности:
• Идеал – все сразу отдать;
• Средний путь – щедрая милостыня, которая сама собою приведет человека к раздаче всего своего;
• Верх неправды – никому своего не давать.
Мы видим, что милостыня, такой какой ее видит Златоуст, является общеобязательным на пути к избавлению человечества от имущественного неравенства. Подтверждения своих слов, он выводил из следующих предварительных положений: Бог, будучи истинным собственником всех благ, дает поручение человеку быть Его доверенным лицом и распорядителем, ожидая должного управления вверенным людям достоянием, делает его человека своим соработником.
«В этом (в милосердии) мы будем иметь сотрудником Бога и сами будем Его сотрудниками. Он поручил тебе исправлять то, что для Него дороже самых небес: а пред лицом Бога ничто видимое не может сравниться с человеком. Для человека Он сотворил и небо, и землю, и море; в нем Он желает обитать больше, чем на небе». Подобие истинного управление имуществом Божественным может быть только в случае, когда происходит выравнивание в пользовании дарами, данные Богом. Под уравниванием понимается то, что владелец сам в основе по своей воле раздает свое имущество тем, кто обделен благами и беден.