В своем Послании к Филиппийцам святой первоверховный апостол Павел пишет: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 5:8).
Здесь апостол проводит параллель между Христом и Адамом, ибо именно Адам решил через хищение стать равным Богу, поверив словам змия о плоде познания добра и зла: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).
Христос же, нисходя в падший дольний мир, не похищает эту божественность, ибо Сам есть Бог, а несет через Себя причастие человеческой природы к Божественной вечности. Мы, в свою очередь, неся в себе падшесть Адама ветхого, через крещение в Адама нового – Христа Иисуса, должны сбросив с себя прежнюю греховность облечься в новизну Его жизни.
Во все времена существования Церкви Христовой видны яркие примеры таких истинных Христовых последователей- святых. Что это за люди? Каково происхождение термина «святость» и в чем она заключается?
Слово «святость» в Ветхом Завете связано с семитским корнем «кадош». Производные от этого слова встречаются в языке ветхозаветных книг 830 раз. Дословно «кадош» можно перевести как «иной», «отдельный». Оно всегда является определением религиозной сферы.
В греческом языке аналогом этого понятия являются слова – «агиос» (αγιος) и «иерос» (ιερος 1Кор. 9,13; 2Тим 3,15).
«Агиос» обозначает жизнь, принципиально изменившуюся в свете искупления, дарованного Христом. Особое внимание следует уделить 3м моментам:
Термин «святой» в Новом Завете усвояется непосредственно Богу (Лк 1,49; 1Пет 1,15; Откр 4,8; 6,10) и очень часто употребляется по отношению к Духу Божию.
Это слово усвояется Христу («Святый Божий» Мк 1,24; Лк 1,35; 4,34; Деян 3,14; 4,27-30; Евр 7,26; Откр 3,7)
Очень часто оно относится к христианам, особенно это можно встретить в Посланиях апостола Павла. Христиан называют «святыми», то есть «отделенными», люди «взятые в удел» (1 Пет.2:9), «остаток Израилев» (Ис. 10:20), то есть ставшие таковыми благодаря спасительному действию Божию во Христе. Все христиане призваны быть Народом Божиим – истинным Израилем, отделенным от всего мира для хождения пред Богом в правде и истине.
В древнехристианских памятниках мы практически не встречаем использования термина «святой» относительно почитаемых Церковью праведников (апостолы, мученики, подвижники) вплоть до конца IV в. – нач. V в.
Возникнув из чествования апостолов и мучеников, вера в помощь и заступничество святых, их важность для жизни церковной общины, выразилась в установлении особых дней литургического чествования их памяти. Эта практика находит закрепление в актах Гангрского и Лаодикийского поместных соборов. Учение о почитании святых системно осмысливается в творениях св. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина.
Одним из позднейших определений святости является сформулированное полвека назад святым Иоанном Шанхайским: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, – отмечает святитель, – что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом».