Так называется непрерывное, круглосуточное чтение Псалтири с поминовением крещеных в православной вере живых или усопших на протяжении определенного срока: 40 дней, полугода или года. Совершается в монастырях и далеко не во всех.
Такое ограничение понятно: в обители должно быть достаточно братии, чтобы разделить круглосуточное чтение по часам и читать Псалтирь, сменяя друг друга.
Эта форма молитвы появилась в конце 4 – начале 5 веков как молитвенный опыт египетских, а затем палестинских и сирийских монахов. Подвижники, практиковавшие неусыпную молитву, руководствовались Священным Писанием, в котором упоминаются ангелы и святые, пребывающие в Раю в непрерывном славословии Господа.
Монастыри, в которых читалась Неусыпаемая Псалтирь, назывались «неусыпающими». Позже их духовную традицию принял Студийский монастырь. А уже оттуда учениками и последователями преподобного Феодосия Печерского опыт неустанной молитвы был принесен в русские земли.
Как совершается Неусыпаемая Псалтирь? Вся Псалтирь (150 псалмов) делится на 20 кафизм, каждая из которых в свою очередь дробится на три «славы». Название объясняется тем, что после этих отрывков читается славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…». После прочтения первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за усопших. В воскресные и праздничные дни Неусыпаемая Псалтирь не читается.
Но не только Неусыпаемая Псалтирь становится надежной молитвенной опорой и поддержкой для живых и облегчением для усопших. Записки о здравии и упокоении, поданные на длительный срок (40 дней, полгода, год) в обычный приходской храм (например, в наш храм апостола и евангелиста Луки), также помогут укрепить молитвенный щит. В идеале, церковное молитвенное воздыхание о живом или умершем христианине должно не прерываться ни на день.