Апостол Павел говорит: «уже не под законом, но под благодатью» (Рим.6:14); «во Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера, любовью споспешествуема» (Гал.5:6). Так святой Павел раскрывает истину о том, что закон Моисея, бывший некогда детоводителем ко Христу, восполнен и частью заменен законом Христовым. Действительно, Ветхий закон есть во многом закон внешнего поведения человека, или закон заповедей (Еф.2:15), закон заповедей плотских (Евр.7:16) или закон буквы (Рим.7:6). Требования закона сводились в основном к тому, чтобы человек мог лишь глубже познать свою прирожденную греховность и потребность в благодатном возрождении, ибо законом осуществляется познание греха (Рим.3:20).
Бог подвергал нарушителей закона страшным проклятиям, а исполнителям обещал многочисленные блага. Сознавая невозможность очистить совесть от грехов кровью бессловесных жертвенных животных, люди должны были руководствоваться в исполнении закона страхом или выгодой. Человек, живя под законом, руководствовался духом рабства (Рим.8:15) и, соответственно, находился под игом рабства (Гал.5:1). Теперь же, как учит апостол Павел, с Законом Христовым мы «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим.8:15). «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). Говоря о том, что закон Моисея уступил место Закону Христову, апостол Павел вовсе не говорит о полном уничтожении всего прежнего закона.
Как Христос более достоин славы, чем Моисей (Евр. 3:3), так и Закон Христов больше Ветхого Закона. Ветхозаветный закон стал приготовлением к евангельскому, был «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24); он был «тенью будущих благ», а Христос предложил «самый образ вещей» (Евр. 10:1). Если закон Моисея указывал на временные блага (Исх. 20:12, Лев.26:3, Втор.28:2), то учение Христово указывает исключительно на блага вечные и духовные. Апостол Павел говорит о познании истины «в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди» (Тит. 1:2, 3). Человек должен был увидеть в ветхозаветном законе детоводителя ко Христу.
Апостол Павел, зная, что основа премудрости – страх Господень, не ограничивается одним указанием на пример святой жизни Самого Господа. Чтобы побудить людей к принятию и исполнению того и другого законов, учитель языков напоминает, что Господь, преподавший истинное и спасительное учение, Сам следит за его исполнением. Так апостол Павел указывает что, с одной стороны, вечные и тяжкие мучения, от которых Бог предопределил избавить род человеческий через Своего Сына (1 Фес. 1:10, 5:2,3; 2 Фес. 1:8, 2:12) неизбежно постигнут всех, кто не покоряется Закону Христову. С другой стороны, Отец Небесный ради Своего Сына уготовал величайшие блага всем верным и праведным, следующим этому учению (1Фес.4:17; 1Кор.2:9). Закон Христов есть «завет вечный», утвержденный пречистой «Кровью Господа нашего Иисуса Христа» (Евр. 13:20), есть «пребывающее служение оправдания» (2 Кор. 2:9, 11), неизменное во все века и для всех народов. Путь ко спасению, указанный Христом, по мысли апостола Павла, останется единственным и непреложным путем до кончины мира.