Село Старобислово, от Твери 180 вёрст, Калязина 22 версты.
Церковь Воздвиженская построена в 1867 году, распростронена в 1869 году, каменная, престолов 2: в холодной Воздвижения Креста Господня, в тёплой Сертия Радонежского.
В 1901 году служили: Священник Афанасий Стефанович Василевский 63 лет, студент семинарии, в служении с 1860 года, священником с 1862 года, награждён орденом Святой Анны 3-ей степени. Диакон Алексий Иоаннович Травин 32 лет, в служении с 1888 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Иван Петрович Клобуков 30 лет, в должности с 1899 года. Церковный староста Дмитрий Филиппов, в должности второе трёхлетие. Прихожан в сельце Власицах, селе Старобислове, деревнях: Рыбушине, Дрочилове, Расловке Новом Рогатине, Старом Рогатине, Сажине, Знобихе, Збуйнове, Павлове, Ногине, Языкове 428 дворов (1056 мужчин, 1259 женщин).
О селе Старобислово в документах XVII века сказано очень мало: “Троицкого Благовещенского монастыря, что на Киржаче село Старобислово”.
Клировая ведомость за 1796 год указывает, что “церковь Крестовоздвиженская с пределом Чудотворца Сергия, каменная, построена в 1773 году”.
Тверской епархиальный сборник даёт иные сведения о датировании постройки храма в Старобислове: “Церковь Воздвиженская, построена в 1867 году. Престолов 2: в холодной – Воздвижения Креста Господня; в тёплой – Сергия Радонежского”. Руины церкви сохранились до сего дня. К церкви были приписаны 498 дворов, в них проживало 1096 мужчин и 1259 женщин. Всего 2355 человек.
В списке Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 г.г., письма и меры Андрея Загряжскаго, в Троицком стану, начиная с листа 214, за № 543, о селе Старобислове находятся следующие данные.
«Троицкого Благовещенского монастыря что на Киржаче село Старобислово. А в нем церковь всемирное воздвижение чеснаго животворящего креста Господня древяна клецки а в церкви деисусы и двери царские и образы месные и ризы и книги и всякое церковное строенье монастырское. А у церкви во дворе поп Гаврила Полуехтов во дворе дьячок Матюшко Лукьянов во дворе пономарь Шестачко Маркелов во дворе просвирница Марьица Павлова дочь с сыном с Мартьянком».
В Переписной книге (Дмитровской) 1646 г., на листе 763, за № 272, написано: «Троицково Благовещенского монастыря что на Киржаче вотчина село Старобислово а в нем двор монастырской а на монастырском дворе живут слушки по годом да да крестьянских дворов…».
В другой Переписной книге, 186 г., на листе 619, за № 403, относительно с. Старобислова сказано: Живоначальные Троицы Сергиева Киржацкого монастыря село Старобислово а в нем церковь воздвижение честнаго креста Господня. У церкви во дворе поп Филип Гаврилов, во дворе дьячек Ивашко Гаврилов да стом же селе двор монастырской а во дворе дворник Финогенко Леонтьев да крестьян…».
В клировой ведомости 1796 г. о селе Старобислове находятся следующия сведения.
«Церковь Крестовоздвиженская с прид. Чуд. Сергия, каменная, постр. 1773 г. Священник Иван Иванов, 60 л. (в школе не был), посвящен в 1769 г. Церковной земли 36 дес.; деревень 10; дворов 163; душ м. п. 524, ж. пола 550».
По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901., Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). – Калязин, 2004. и Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. – Калязин, 1908.
Церковь Воздвижения расположена в центре села, у дороги. В 17 в. село находилось в вотчине Троицкого Благовещенского монастыря города Киржач. Здесь существовала деревянная клетская церковь Воздвижения, по документам известная с 1627 г. Первая каменная церковь Воздвижения с приделом Сергия Радонежского построена в 1773-1781 гг. на средства владельца села отставного секунд-майора Сергея Михайловича Лазарева и других прихожан. В 1813 г. старая каменная колокольня была сломана, а вместо нее построена новая. Работы производились подрядчиком крестьянином Калязинского уезда Федором Михеевым. Стройная композиция колокольни состояла из трех последовательно убывающих по ширине ярусов-четвериков с высокими арочными проемами. Два нижних яруса были оформлены портиками с двумя парами тосканских колонн и треугольным фронтоном. Завершал колокольню небольшой ярус-резонатор с главкой. В 1864-1871 гг. храм и трапезная были выстроены заново, а колокольня оставлена прежняя. Вероятно, в те же годы вокруг церковного прямоугольного участка сооружена каменная ограда с четырьмя угловыми башенками. Посередине восточной стороны были устроены трехпролетные ворота, а с западной — однопролетные, сделанные в полукруглом выступе ограды, по оси колокольни. На южной стороне имелась калитка, рядом с которой в 1891 г. в линии ограды выстроили сторожку. К этому времени в селе существовала земская школа, помещавшаяся в деревянном доме близ северного прясла церковной ограды. В 1901-1902 гг. по проекту гражданского инженера К.К. Гельбига старую трапезную заменили новой, более обширной, с двумя приделами, включившей в свой объем нижний ярус колокольни. Южный и северный фасады новой трапезной расчленялись аркатурой с пилястрами на восемь прясел с арочным окном в каждом. Помещение трапезной имело плоское перекрытие, опиравшееся на два столба. В советское время были разрушены колокольня и трапезная, ограда с башнями и воротами; заложен проем, соединявший храм с трапезной; утрачена большая часть внутреннего убранства; в сторожке заложено пять окон и сломаны внутренние перегородки.
Пример сельского церковного комплекса 2-й пол. 19 в. с храмом в духе русско-византийских проектов К.А. Тона и сторожкой в формах классицизирующей эклектики.
Частично сохранившаяся масляная настенная живопись выполнена в кон. 19 в. в духе позднего академизма. На своде помещены четыре композиции в гризайльных обрамлениях: «Новозаветная Троица» и шесть попарно сгруппированных фигур архангелов. На стенах композиции расположены в два яруса, разделенных широким орнаментальным фризом с крестами, который включает медальоны с изображением святых. На южной и северной стенах, в верхнем ярусе, написаны избранные святые, в нижнем — евангелисты, а также «Хождение по водам» (с севера) и «Христос в пустыне» (с юга). На западной стене вверху помещены три композиции: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Христос-отрок в храме»; внизу — «Притча о Лазаре» и «Исцеление бесноватого». На стене апсиды изображены «Положение во гроб» и «Воскресение».
Добровольский, с. 299; Крылов Л., с. 71- 77; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16242. Л. 187 об.; Д. 16302. Л. 331; Оп. 8. Д. 3148, 3160, 3165, 3171; Ф. 169. Oп. 1. Д. 2191. Л. 44-45; Ф. 466. Oп. 1. Д. 81420, 83620; Ф. 474. Оп. 2. Д. 348. Л. 174; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 65-70.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.
Рис. № 2, 3 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.
Фото № 1 Юрия Верещагина с сайта sobory.ru
Православные храмы Тверской земли