О рождественских колядках знают все. А вот традицию пасхальных обходов домов с песнями, прославляющими Воскресение Христа, стали уже забывать. Волочебники, или как их иначе называли – христославцы – это компании мужчин или детей, которые «волочились», то есть неспешно обходили дома прихожан, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки.
Обычно они начинали собираться уже в Пасхальное воскресенье после службы, человек 10-20. Женщин, стариков и незамужних девушек в волочебники не брали, они должны были встречать гостей дома.
В процессии христославцев несли не только простые музыкальные инструменты (дудку, свирель, гармонь), но и праздничные иконы.
Волочебные песни, в которых славили воскресшего Христа и желали здоровья хозяевам, называли по-разному — «хрисовские», «пасочные», «волын». Лучше всего традиция сохранилась в наших северо-западных областях — Тверской, Смоленской, Псковской… Отголоски пасхальных христославий этнографы зафиксировали также в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской областях.
Ещё к началу сороковых годов ХХ века пасхальные христославия были широко распространены в России. Они и сегодня достаточно популярны в Беларуси и Западной Украине.
Если колядовщики на Рождественские Святки нередко рядились в цыган, водили медведя и козу, что было явным отголоском языческого прошлого, то волочебники ничего подобного себе не позволяли. Ряженых среди них не было.
Часто песни исполняли под открытыми окнами, из которых выглядывали хозяева и слушали христославцев.
По улице, по широкой — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
По траве-мураве, по зялёной — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Там шли-прошли волочебнички… (повтор христославия)
Волочебнички, люди Божии…
Тащилися, волочилися…
И ко двору ко богатому…
Ко хозяину тороватому…
Уж как мы тебя величаем!
И с праздничком поздравляем!
Одари, Господь, и житьём-бытьём!
И житьём-бытьём, и богачеством!..
В каждом доме их ждали и за добрые пожелания и радостные песни щедро вознаграждали: куличами, крашенками, пирогами, домашней колбасой, салом…
За Светлую седмицу волочебники могли не только обойти все дворы в своей деревне, но и заглянуть в соседние, принадлежащие одному церковному приходу.
Известно, что в некоторых уездах Смоленской и Воронежской дворы на Пасху обходили и дети — за поздравления «Христос Воскресе!» весенним колядовщикам дарили крашеные яйца. Нести сельским жителям весть о Воскресении Спасителя мог и местный священник. Батюшка пел хозяевам пасхальный тропарь, и его тоже одаривали.
В наши дни энтузиасты пытаются возродить этот красивый обычай. И, думаю, он действительно может поспособствовать единению прихожан одного прихода.
Волочебная песня деревни Борисково Псковской области:
Христос Воскресе!
Волочилисе волочёбнички,
Христос Воскрёс, сын Божий!
Здорова , здорова,
Добрый хозяин !
Христос Воскрёс, сын Божий!
Ти ты спишь – ляжишь,
Аль почуваишь?
Христос Воскрёс, сын Божий!
Коли спишь – ляжишь,
Так и спи с Богам!
Христос Воскрёс, сын Божий!
А коли ня спишь
Отвори (в)акно,
Христос Воскрёс, сын Божий!
Отвори в окно, посмотри в окно,
Христос Воскрёс, сын Божий!
На тваим дворе чудо чудится,
Христос Воскрёс, сын Божий!
Чудо чудится, церква рубится,
Христос Воскрёс, сын Божий!
А вы знали об этом обычае? Были его свидетелем?