Завтра мы будем вспоминать два события из евангельской истории о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти события полярны по своей нравственной сути.
Первое – бескорыстное возлияние на Спасителя драгоценного мира безвестной женщиной. Второе – подлое предательство одним из апостолов – Иудой своего Учителя.
Почему же мы и сегодня с благодарностью вспоминаем эту женщину, как это и было предвидено Господом? Что такого особенного она совершила?
Она проявила величайшее сострадание и величайшую любовь к Спасителю, открытым, живым сердцем почувствовав Его внутреннее страдание, Его готовность пожертвовать Собой ради людей, ради ее, ведущую порочный образ жизни. Можно сказать, что сострадательная и милосердная любовь женщины встретила любовь совершенную, Божественную. И эта любовь стала абсолютным знанием – женщина будто увидела распятого Христа и в порыве горя умастила Его, еще живого, драгоценным миром как умащивают тех, кого готовят к погребению. Она не задумывалась о разумности такой траты дорогого мира, ею двигал не разум или расчет, а только любовь, ставшая высшим знанием и тем небесным огнем, в котором сгорели ее прошлые грехи и заблуждения.
А на другой стороне нравственных весов поступок Иуды – одного из апостолов, учеников Христа. И здесь очень часто возникает вопрос: а как же Господь не увидел, что призвал следовать за собой предателя, недостойного человека? Но призванные Спасителем не были изначально святыми, они были обычными людьми со своими сильными и слабыми сторонами. И близость к Господу не означала, что Он за учеников своих будет делать моральный выбор и диктовать им Свою волю. Как поступить, всегда решает сам человек и только сам несет ответственность за свой поступок.
Есть версия, что Иуда предал своего Учителя, когда разочаровался в Нем как в Мессии, как в предсказанном Царе. Ведь Иисус не изгнал римских оккупантов, не воцарился на земном троне, не явил громы и молнии, лишь проповедовал истину и исцелял. Гордыня Иуды, видевшего себя в числе приближенных к Царю, с почестями и наградами, жаждала иного. Гордыня заставила Иуду сомневаться в том, что Спаситель – истинный Мессия. И поэтому он соглашается предать Учителя именно первосвященникам, обличавшим Иисуса как лжепророка, за ничтожные 30 сребреников – среднюю стоимость обычного раба.
Это потом уже придет раскаяние, и апостол-предатель попытается вернуть эти деньги, желая хоть как-то загладить свою вину, но наткнется на равнодушие – ведь дело сделано. Вот как об этом повествует Евангелие: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того? смотри сам». И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошел и удавился» (Мф. 27, 3–10).
И разве это мучительное терзание совести не говорит нам о том, ЧТО Спаситель увидел в душе Иуды, когда призвал его в ученики?
В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.