Так называется особое богослужение четверга 5-й седмицы Великого поста, которое в народе чаще известно как Мариино стояние.
В среду вечером (в этом году 17 апреля) в храмах полностью читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который частями читался в первые 4 дня Святой Четыредесятницы. Также мы вспоминаем житие преподобной Марии Египетской, явившей нам пример преображающей силы глубокого раскаяния. Эта служба была установлена Шестым Вселенским Собором более 1330 лет назад в знак особого почитания святой, сумевшей покаянием, постом, молитвами и отшельничеством взойти на вершину духа.
Это самая продолжительная служба всего церковного года, укрепляющая верующих в стремлении очиститься от грехов, изменить свою жизнь. Мои дорогие, вы помните, что отсчет дней в православной традиции начинается с вечера, поэтому и богослужения Четвертка Великого канона начинаются в среду вечером. В этот день кроме обычных стихир также поются 24 стихиры Великого канона, каждая из которых завершается покаянным возгласом: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
Также на этой неделе Литургия Преждеосвященных даров совершается не только в среду и пятницу, как обычно в великопостный период, но и в четверг. Этим отмечается особое значение Четвертка 5-й седмицы Святой Четыредесятницы.
Согласно преданию, практика чтения Великого покаянного канона во время богослужения сформировалась после сильнейшего землетрясения, потрясшего столицу Византии. Тогда монахини, молясь о спасении и уповая на Божью волю, читали в храме это духовное творение святого Андрея Критского. Господь их помиловал. Со временем в дни скорбей, войн и эпидемий покаянный канон стали читать во многих христианских храмах, позже эта традиция распространилась и на великопостный период.
В старинной церковной книге «Синаксарь» так объясняется смысл этой традиции: «Это было установлено с той целью, чтобы ввиду приближающегося окончания Святой Четыредесятницы люди, проявившие себя ленивыми к духовным подвигам, не впали в небрежное забвение и не перестали бы вовсе быть целомудренными: то есть ради возбуждения в людях покаянного чувства и побуждения их к исправлению как на многочисленных примерах из всей библейской истории, от Адама до апостольской проповеди, проходящих в Каноне, так и на примере одной жизни, «явившей сперва бездну греха и затем высоту добродетели».