Именно с мысли «я поступил плохо», «я совершил грех» начинается путь к раскаянию и изменению самого себя. Что мешает нам увидеть свои грехи?
Однажды одному праведному монаху было сказано, что несмотря на свои подвиги, строгий пост, долгие молитвы, он не превзошел человека, жившего в миру. Святой нашел того человека и стал расспрашивать, в чем его внутреннее делание, как он подвизается.
Тот сначала не понимал, о чем идет речь. И в конце концов сказал, что думает про себя так: «Все спасутся, а я погибну». Такое отношение к себе и к другим возвысило этого человека в глазах Божиих. Такое отношение необходимо и нам.
Как к нему прийти? Учиться постоянно, ежеминутно отслеживать не поступки других людей, а свои действия, мысли, чувства, улавливая и подмечая в них малейшую тень осуждения, презрения, гордыни, высокомерия, зависти, злобы, раздражения по отношению к любому человеку. Навык самонаблюдения научит вас смирению и уважительному отношению к ближнему.
В Великий пост мы читаем замечательную молитву, в которой говорится: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Эта молитва открывает нам один важный секрет: пока мы осуждаем других, мы не можем увидеть и познать самих себя.
Святые отцы выделяют пять степеней появления греха в душе: прилог, сочетание, сосложение, пленение и образование страсти. Проиллюстрирую на примере пьянства.
Прилог мы просто чувствуем, он безгрешен. Это может быть какая-та мысль или фраза, воспоминание. Например, в фильме показывают, как героиня, сидя в ресторане на берегу моря, с наслаждением потягивает из красивого бокала красное вино. Прилог – это когда нам не просто нравится эта картинка, а она вызывает какое-то приятное воспоминание или чувство. Но пока мы не осознаем, что нас привлекает.
Сочетание – это вторая степень, когда наше внимание обращено на этот предмет и сковано им. В нашей душе происходит «собеседование» с этим предметом. Например, мы понимаем, что больше всего нам понравилось в телекадре именно вино в бокале, начинаем задумываться, а какое это вино, какой у него запах и вкус. Сочетание, если оно страстное, означает, что грех заразил душу. Но оно может быть и бесстрастным, когда мы просто анализируем.
Третья степень – это сосложение, когда душа соглашается на соединение с предметом. На этой стадии, человек уже понимает, что сам хочет выпить такое же вино. И здесь степень греховности зависит от меры сопротивления человека этому желанию.
Четвертая степень – это пленение, когда предмет берет душу в плен и ведет к совершению дела. От этого слияния исчезает доброе состояние и теряется покой. Например, человек бросает все свои дела, идет в магазин, покупает вино, которое уже жаждет, и с наслаждением выпивает его. Но и здесь, чем больше мы боремся, сопротивляемся, тем меньше греховность нашего поступка и тем больше шансов не допустить укоренения страсти.
Пятая степень называется страстью, когда человек всецело поглощен грехом и не может жить без него. В нашем примере это уже стадия пьянства, когда появляется зависимость. Страсть – это болезнь души. Частое удовлетворение одного и того же желания приводит к привычке, которая становится чертой характера, вторым естеством человека, меняющим и искажающим его первоначальную суть. Святые говорят, что страсть подлежит или равносильному покаянию, или будущей муке. Если мы эту страсть не победим, то, подлежим будущему смирению нас свыше: болезням, проблемам с близкими и с работой и т.д.
Эти пять ступеней проходит развитие любого греха в нашей душе. И наша задача, успеть «поймать» прегрешение в зачаточном состоянии, не дать ему развиться до пленения и страсти. А уж если развилось и пустило глубоко корни, бороться и выкорчевывать. Сделать это возможно только путем воспитания в себе навыка самонаблюдения и самоконтроля. А когда смотришь за собой, разве будешь подмечать за другими и уж тем более осуждать их? На это просто не будет времени.