Книга Деяний апостольских представляет собой вторую часть дилогии, автором которой в церковной традиции признается апостол Лука, «почти постоянный спутник апостола Павла».
В Евангелии Лука предстает перед нами прежде всего как собиратель преданий, известных ему со слов других. Это явствует из пролога: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1. 1–4).
Лука, таким образом, не претендует на самостоятельность: он прямо указывает на то, что многие уже работают с тем же материалом, с которым работает он, и ссылается на очевидцев как на основной источник информации.
В Деяниях дело обстоит иным образом. Здесь он работает с материалом, не имеющим параллелей в других литературных источниках (за исключением отдельных параллелей в Посланиях апостола Павла, подтверждающих историчность приводимых Лукой фактов). Он — очевидец многих описываемых событий и прямой участник истории, летописцем которой является».
«В этой книге с первой же главы образ Петра раскрывается перед нами по-новому». Рассмотрим некоторые части Деяний, доказывающие мнение митрополита Волоколамского Илариона.
После Вознесения Господня ученики Христа в мире и согласии проводили время в молитве. Апостол Петр как-то раз напомнил им о падении Иуды, на место которого, чтобы заполнить число двенадцати апостолов, следует выбрать другого. Апостолы помолились Богу, бросили жребий и выбрали Матфия, который до этого был учеником Христа (Деян.1:13–26).
Настал день Пятидесятницы (праздник в иудаизме Шавуот). Все избранные ученики Спасителя на этот великий праздник собрались, как обычно, недалеко от храма. Многие евреи со всей Палестины и из других, самых отдаленных стран собрались на праздник сбора урожая пшеницы в Иерусалиме. Все они пришли в храм, чтобы принести жертвы и помолиться. И случилось чудо: с небес послышался шум, словно от порыва сильной бури, и он ринулся к месту, где собрались избранные апостолы. Сильнейшее дыхание заполнило помещение, где они собрались, и появились как бы разделяющиеся языки огня, которые нисходили на каждого из учеников. Все они исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках. Небесный шум привлек к апостолам многих. Собравшиеся из разных стран были поражены и озадачены тем, что все апостолы говорили на разных языках; некоторые вопрошали, что это значит; другие, насмехаясь, говорили, что апостолы, должно быть, были опьянены вином.
Тогда святой апостол Петр встал с другими апостолами перед смятенной толпой и, повысив голос, заговорил.
«Первая часть почти целиком состоит из цитаты, призванной объяснить происходящее: Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: «мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:14–21)».
Он объяснил всем народам, что они стали свидетелями излияния Святого Духа, предсказанного в Ветхом Завете, и добавил вдохновенную проповедь о Господе Иисусе Христе.
Эта первая проповедь апостола Петра до глубины души тронула многих, и они спросили, что им делать. «Путь примирения с Богом святой Петр от лица всех апостолов указывает не в каких-либо
внешних делах ветхозаветной праведности, а в покаянии и крещении».
«Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и – получите дар Святого Духа» (Деяния 2:1–41). Именно апостол Петр открыл нам, что «отныне именно Святой Дух будет вести и наставлять Церковь в ее деяниях».
Проповедь Петра за один час привела к вере во Христа до 3000 человек.