Старославянское слово «добродетель» является калькой древнегреческого слова εὐεργέτης, которое можно перевести как «благодетель», но в данном контексте это слово не означает человека, который оказывает тебе какую-то помощь, делает нечто доброе для тебя. Семантика здесь другая. Это греческое слово образовано от ευ – «хороший» и εργετης – «деятель», употреблялось в значении «хороший работник» – «благой деятель».
Старославянское «добродетель» в современном словоупотреблении означает деятельное добро, а в сугубо нравственном смысле означает свободное стремление человека следовать добру. Как богословское понятие «добродетель» равносильна понятию здравия, в противовес греху, который в нравственном смысле можно понимать как болезнь. Так святитель Иоанн Златоуст сравнивает добродетель со здоровьем, а порок с болезнью.
В античном мире добродетель часто обозначали также словом «αρετη». Так, Платон указывает на четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, называя их именно «αρετη». У Гомера «добродетель» является синонимом «честь», а у Гесиода противоположностью «зла». Аристотель разделяет добродетели на нравственные и интеллектуальные. Мудрость – интеллектуальная добродетель, щедрость, мужественность, правдивость – добродетели нравственные. Античные авторы считали, что для достижения благоденствия человеку необходимо стяжать добродетели. Так именно Аристотелю принадлежат слова: «Счастье в жизни… сопутствует тем людям, которые в избытке украшены добрыми нравами и разумом и которые проявляют умеренность в приобретении внешних благ».
Для античных мудрецов добродетель, это некая качественная характеристика человека, указывающая, что он обладает особыми качествами, достоинствами, благодаря которым выделяется из ряда прочих людей, как способный приносить пользу всему обществу, служить к пользе всех. Человек, обладающий такими достоинствами-добродетелями почитается и прославляется всем обществом, он чествуется.
В христианстве античное понятие добродетели было переосмыслено и наполнено новым содержанием. В нравственном богословии архимандрит Платон Игумнов пишет: «Предписания о добродетели в Священном Писании Нового Завета характеризуют христианскую нравственность как принципиально новый план нравственного совершенства…».
То принципиально новое, что видим в Евангелии в отношении добродетели нашло выражение в евангельском призыве: «Будьте совершенны как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Конечно, никто из людей никогда не сможет приблизится в нравственном отношении к совершенству Бога, это абсолютно невозможно, поэтому речь здесь идет о любви к истине, к правде, о стремлении к совершенству, т.е. к Богу, о том, «что идеал христианского совершенства и состоит именно в Богоуподоблении». Ведь высота призвания человека, его достоинство выражены в святоотеческом утверждении: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».