Село Федово ныне Вышневолоцкого района, от Твери 120 верст, от Вышнего Волочка 20 километров.
Михаилоархангельская каменная церковь построена в 1831 году с тремя престолами: средния Архистратига Михаила, правый Святителя Николая и левый великомученицы Параскевы.
Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
Прихожан в 1901 году в селе Федово, в деревнях: Прямине, Крекишной Ниве, Черной грязе, Теплом, Ермакове, Старом, Эванове, Тыртовой Ниве, Жеребцове, Маслове, Рвенице – 231 двор (707 мужчин, 793 женщины, в том числе старообрядцев – 27 мужчин, 38 женщин), все карелы.
Прихожан в 1915 году в деревнях: Пряитк, Крекшина Нива, Черная грязь, Теплое, Ермаково, Старое, Эваново, Тыртова Нива, Жеребцово, Маслово, Рвеницы – 836 мужчин, 865 женщин, старообрядцев – 17 мужчин, 32 женщины.
Каменная церковь построена на средства прихожан и помещицы Мордвиновой в 1826-1831 гг., освящена в 1835 году. В 1859 году территорию вокруг церкви обнесли кирпичной оградой. Темперная живопись в интерьере выполнена в 1896 году.
В 1898 году на главах были установлены новые железные кресты. Является образцом позднеклассической культовой постройки.
В настоящее время церковь не действует, металлическая кровля отсутствует, на сводах растут деревья и кустарники, полы прогнили, утрачены иконы и церковная утварь.
В приходе сей церкви в деревне Теплом имелась часовня, Знамения Пресвятой Богородицы, построена издавна, деревянная.
В 1901 году служили: Священник Дмитрий Васильевич Мещерский 56-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1867 года, священником с 1876 года, награжден в 1898 году скуфьей.
Псаломщик Владимир Александрович Фессалоницкий 29-ти лет, в должности с 1889 года.
Церковный староста Губернский Секретарь Михаил Михайлович Сретенский, в должности с 1896 года.
В 1915 году служили: Священник Алексей Воинов 28-ми лет, окончил семинарию, на службе 2 года.
Псаломщик Владимир Фессалоницкий 43-х лет, на службе 25 лет, в Михайловском храме 18 лет.
Воинов Алексей Владимирович, 1886 года рождения, уроженец города Бежецка после революции был переведен на службу в село Константиново ныне Бежецкого района. Арестован за контрреволюционную агитацию 15 ноября 1937 года, расстрелян 27 ноября 1937 года. Полностью реабилитирован 15 июня 1989 года.
Монументальный крестовокупольный храм в строгих формах ампира возведен на средства помещицы Мордвиновой в 1826-1831 гг., а освящен в 1835 г. В 1859 г. церковная территория была обнесена кирпичной оградой с решеткой и западными Святыми воротами. В 1896 г. выполнена живопись в интерьере, а в 1898 г. установлены кресты на боковых главах. В 1991 г. был разработан проект консервации памятника (архитектор Е.В. Кондакова). Кирпичная на гранитном цоколе оштукатуренная церковь расположена на сельском кладбище. Массивный четверик храма с полукружием апсиды увенчан пятью ротондальными световыми барабанами с куполами, главками и крестами. Сохранился первоначальный четырехконечный ажурный центральный крест. С запада примыкает трехъярусная высокая колокольня с двумя нижними четвериками и ротондальным резонатором со шпилем. Фасады храма и первого яруса колокольни украшены четерыхколонными дорическими портиками с пологими треугольными фронтонами. Нижние проемы прямоугольные, окна центрального барабана арочные, а боковые – полуциркульные. Капители колонн и карнизы выполнены из белого камня, триглифы и дентикулы лепные.
Центральный барабан опирается на четыре мощных пилона. Переход к барабанам осуществляется при помощи парусов. Компартименты между барабанами перекрыты коробовыми сводами, апсида – конхой. Стены и своды покрыты темперной живописью конца XIX в., выполненной в академической манере.
ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3341; Архив Комитета по охране историкокультурного наследия Тверской области. 208 П/Вв-Фе. Проект консервации церкви Михаила Архангела в Фёдове; Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния. Т. 43. СПб., 1862. С. 128; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 206.
М.К.
По материалам изданий: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. – Тверь: Издательство Студия-С, 2003., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915., Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Федовский погост с Михайловским храмом расположился в центре села на огромной площади. На этой площади по свидетельству местного старожила Ивана Игнатьевича Косилкина в престольный праздник села «десятые пятницы» (скорее всего речь идёт о Пятидесятнице – Троице) открывалась ярмарка, где местные жители торговали глиняными горшками и сопилами (сопилками – свистульками). Даже сельская молодёжь когда собиралась идти гулять в Федово говорила: «Пойдём гулять к Сопилам».
Федовцы издревле занимались горшечным ремеслом, горшки на барках по Тверце отправляли в Торжок. Жили богато, поэтому и могли поставить в селе каменный храм. Погост в центре села интересен прежде всего тем, что он цельный: хорошо сохранилась каменная ограда с кованными решётками и святыми вратами, сохранилась и церковь, лишённая только своего естественного завершения крестов и куполов.
Впервые село Федово с деревянным храмом Николая Чудотворца упоминается в «Писцовой книге писца Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фаддеева» за 1625-1626 год в Зашегринской губе-волости Новоторжского уезда: «Губа-волость Зешегринская, в вотчинах… за Богданом Михайловым сыном Нагова в вотчине село Федово, а в нем церковь Николы Чюдотворца, да в приделе Архангела Михаила древяна шатром вверх стоит без пения, а в церкви образы и свечи и колокола и все церковное строение вотчинниково и приходцких людей, да церковных дворов двор попов, двор пономарь Ивашка Кузьмин, во дворе проскурница Татьяница, да двор вотчинников, да крестьян (три двора)… да к тому ж селу на Ноугородском рубеже треть озера Шедовского в длину три версты, а поперег две версты».
О глубокой древности и богатстве села Федово свидетельствуют материалы Тверской Архивной комиссии. Оказывается ещё в начале XX века на приходе хранился колокол времён Ивана Грозного с надписью: «7062 г. месяца сентября при Царе Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси лил сей колокол Васька Фёдоров Вральков».
В Тверском областном архиве не сохранилось ни одного дела, касающегося Федовского погоста. Лишь по названиям можно хоть как то восстановить историю прихода. В 1808 г. причт прихода поднимал вопрос об оставлении части церковных денег на исправление ветхого храма. В названии дела за 1826 г. мелькает фамилия строительницы храма помещицы Мордвиновой. Этот год мы можем считать датой основания существующего каменной церкви. Величественный каменный храм Архангела Михаила, с приделами Николая Чудотворца (правый) и Параскевы Пятницы (левый) был построен в 1831 г. В описи есть два названия дел «О дозволении освятить церковь» – за 1833 и 1835 гг. Главный престол храма освятили в 1833 г. Этот престол храма украшала «одежда медная посеребренная», на каждой из четырёх сторон имелись изображения Тайной Вечери, несения Креста и положения во Гроб. Правый престол храма в честь Николая Чудотворца освятили в 1836 г., левый – великомученицы Параскевы – в 1835 г.
В предалтарном иконостасе главного придела храма находилась чтимая икона Воскресения Христова в серебряной ризе весом 12 фунтов, сооружённая «на церковную кошельковую сумму». В киоте за стеклом в иконостасе Никольского придела стояла икона Николая Чудотворца, также весьма чтимая в приходе. Риза на ней «устроена медная, посеребренная, венец медный».
В 1841 г. на храме перекрашивается крыша. В 1842 г. была разобрана прежняя ветхая церковь, а через год причт и прихожане принимают решение перелить разбитый большой колокол с прибавлением к его весу 40 пудов меди. В 1845 и 1850 гг. в храме произошли два пожара. В том же 1850 г. причт принимает решение о постройке новой каменной ограды вокруг храма и кладбища. Ограда эта с огромными святыми вратами посередине сохранилась до сих пор. Над вратами был помещён образ Архистратига Михаила, писанный на железном листе. Изображение, к сожалению, не сохранилось, но было заметным ещё в недавнее время.
1856 г. – причт храма подаёт прошение о награждении похвальным листом церковного старосты крестьянина Андреева. В 1863 г. для храма отводится новое кладбище, а в 1869 г. храм получает землю, пожертвованную помещицей Чесноковой. В 1877 г. церковный староста крестьянин Тимофеев жертвует 130 рублей на постройку церковного дома. В 1885 г. Санкт-Петербургская мещанская девица Анна Иванова пожертвовала в приход икону с частицами мощей Преподобных Пимена и Илии. В 1886 г. причт поднимает вопрос о награждении церковного старосты унтер-офицера Павлова. Несколько дел касались лично настоятеля храма священника Дмитрия Васильевича Мещерского.
О. Дмитрий родился в 1845 г. В 1867 г окончил духовную семинарию, в 1876 г. был рукоположен во священника. В 1886 г. о. Дмитрия наградили набедренником, а через год было принято решение выдвинуть батюшку в депутаты благочиннического съезда. В 1898 г. батюшка был награждён скуфьёй. Именно во время служения о. Дмитрия на приходе велась полномасштабная реконструкция храма – в 1896 г. храм был полностью расписан, были произведены «малярные работы» по церкви. Через год около церкви было начато строительство церковной сторожки. Но это были не единственные перемены для храма: в 1898 г. на всех пяти куполах храма ветхие деревянные кресты были заменены на новые железные, а через год полностью перекрыта крыша на храме.
В первый год нового XX в. в церкви была установлена новая духовая печь в подвале храма, она, кстати, сохранилась до сих пор. В это же время в Федово выстроена новая часовня. В начале XX в. в приходе значились: церковно-приходская и земская школы. В 1901 г. в храме служили Дмитрий Васильевич Мещерский 56 лет и псаломщик Владимир Александрович Фессалоницкий 29 лет. О. Владимир был переведён в село в 1896 г. из с. Кравотынь. Старостой храма с 1896 г. был губернский секретарь Михаил Михайлович Сретенский. По данным на 1915 г. в приходе служили священник Алексий Воинов и всё тот же псаломщик Владимир Фессалоницкий.
В начале 1940-х гг. к храмовым святыням прибавился ещё и чтимый резной образ Николая Чудотворца из Николо-Столпенского монастыря. Местные жители рассказывают, как несли его на руках женщины в церковь. Есть этому и документальные подтверждения.
1943 год. Федовские верующие пишут заявление: «Просим вашего разрешения выдать для временного пользования из Б. Омуцкой церкви икону Николая Святителя, так как у нас такового нет, если вы передадите эту икону, у нас увеличится доход и мы больше можем дать пользы государству подписки на военный заем 43 года, просим принять во внимание, вед эта икона стоит без движения, а мы могли бы получить доход и дать пользу государству, и для фронта и для победы, просим не отказать. Илларионова, Максимова, Шмарова». 28 июня 1943 г. разрешение было дано, и икону перенесли в храм…
В годы войны на приходе совершала требы псаломщица Анна Владимировна Фессалоницкая (1909 г. – ?) – возможно дочь псаломщика. Община верующих села Федово была официально зарегистрирована 18 августа 1944 г. С 19 августа на приходе служил в качестве священника игумен (по документам прихода), а по другим данным архимандрит Никон Леонтьевич Белокобыльский (28 мая 1878 г. – (?)) – известная в 1920-х — 1930-х гг. в Ленинграде личность. Все источники по его биографии сходятся на том, что он погиб в лагерях в начале 1930-х гг. Но как выясняется, он не погиб, а по возвращении из лагеря служил в Пятницкой церкви Вышнего Волочка псаломщиком. Это по его приглашению приехал служить в Афимьино его земляк — будущий священномученик Феодосий (Болдырев). Сам отец Никон, лишённый права проживать в больших городах, живя в с. Ободово Спировского района, с открытием федовской церкви ходил туда служить. И прослужил до 1946 г.
На этом сведения о биографии о. Никона, казалось, обрываются. Ясность в эту историю внесла вышневолочанка, а в то время прихожанка федовской церкви, Ольга Борисовна Анисимова, дочь диакона Бориса Алексеевича Малышева.
Она рассказала, как вместе со своей подругой провожала архимандрита Никона на поезд. Выяснилось, что с открытием Киево-Печерской лавры иеродиакон Нестор стал собирать по всей России бывших насельников лавры. Приехал он и за отцом Никоном и увёз того в Киев. Позднее иеродиакон Нестор стал харьковским епископом. Сохранилось фото этого колоритного, с крупными чертами лица, человека.
Ольга Борисовна смогла описать внешность самого батюшки Никона. Он был полным человеком, голос имел высокий «женский», у него не росла борода. Таким он и остался в памяти…
После о. Никона настоятелем прихода был Леонид Николаевич Орнадский. В документах федовского храма сохранилась справка о регистрации 31 июля 1946 г. священника Орнатского Леонида Николаевича прибывшего из д. Емена Нерехтского района Костромской области. История этого человека так же сложилась трагично. Из анкеты служителя культа: «Орнатский Леонид Михайлович родился 8 февраля 1892 года. Работал учителем в церковно-приходской школе Ямбургского уезда Петербургской губернии 2 года. С 1913 по 1928 год священником в Ленинградской области. В 1928-1934 гг. работал в разных госпредприятиях Ленинградской области. В 1934-1941 годах в лагерях НКВД. В 1942 году священником в Рыбинском районе Ярославской области. 1943 год мобилизован в трудармию. С 1944 по 1946 год священником сначала в Ярославской, потом в Костромской области. Судимость в 1934 году по ст. 61 ч.2, в 1937 по ст. 58 ч. 10. Окончил Петербургскую духовную семинарию в 1911 году».
По воспоминаниям Ольги Борисовны жена о. Леонида бросила священника, когда тот сидел в лагерях, и, забрав детей, ушла от него. Лагеря сломили священника, и хоть он вернулся потом к служению, но оправится от удара судьбы не смог. 27 ноября 1948 года он был уволен за штат. Скончался 15 марта 1949 года.
Совсем недавно, работая над списком исторических захоронений Пятницкого кладбища Вышнего Волочка, удалось найти могилу последнего федовского священника Леонида Николаевича Орнадского (род. 1892 8/II – умер 1949 15/III). Его захоронение оказалось близ алтаря Преображенской церкви Старого Вышневолоцкого кладбища.
Последние годы о. Леонид часто болел, и поэтому в храме совершали богослужения «случайные лица». После проведённой уполномоченным по делам религии проверки выяснилось, что 21 ноября – на престольный праздник Архангела Михаила – службу проводил священник Михаил Николаевич Полозов. Его же потом верующие просили назначить в село настоятелем храма, но областные власти этого так и не сделали.
Он стал третьим священником прихода, который так и не был зарегистрирован уполномоченным по делам религии, стал Михаил Николаевич Полозов. Документ от 10 февраля 1949 года сообщает, что «Исполком Вышневолоцкого райсовета установил, что после выбытия по болезни зарегистрированного священника Федовской церкви Орнадского Л.Н. был случай совершения богослужения в церкви Полозовым Михаилом Николаевичем 21 ноября 1948 года, по предложению благочинного Емельянова, после чего службы не проводились».
О биографии о. Михаила Полозова сохранились крайне скудные сведения. Он родился в 1885 г. В 1930-м служил в с. Выдропужск Спировского района в должности псаломщика. Там же арестован 26 августа 1930 г. 17 сентября приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан по ст. 58-10 УК РСФСР. Как вспоминают федовские старожилы, последние дни своей жизни о. Михаил доживал в селе, держал пчёл. Его таким и запомнили – светлым старцем-пчеловодом.
Федовская община делала попытки зарегистрировать священника. Но этому совершиться не дали. Вплоть до начала 1960-х гг. верующие боролись за открытие храма. Судя по акту того же времени, храм был ими сохранён в неприкосновенности: «Во исполнении распоряжения Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Архиепископа Калининского и Кашинского от 2-го мая 1956 года за №303 в присутствии нижепоименованных лиц мною произведено обследование состояния храма с. ФЕДОВА Вышневолоцкого района Калининской области.
Выяснилось: храм бездействует с момента смерти священника Орнатского в 1949 году. В этот период времени храм оставался без службы, ничем посторонним занят не был. Ключи от храма находились и сейчас находятся у сторожихи – монахини Варсонофии. Стены и потолки храма никаких следов повреждения и разрушения не имеют.
Сам храм оригинален по архитектуре: пятиглавый, северной, южной и западной стороны украшен колоннами. Большинство икон храма художественной работы, три престола храма расположены в ряд: в целости сохранились антиминсы в полном порядке. В антиминсе главного престола нет лишь греческой губки. Вся утварь: чаши, напрестольные кресты, пелены, полотенца – все налицо.
Храм так хорошо сохранился в отношении общего убранства и чистоты и всего – как будто перерыва в богослужении и не было. Инвентарная ведомость в порядке. Церковный совет налицо и двадцатка тоже. В отношении ремонта храма: нужна окраска крыши и побелка наружная стен храма. Заштатный священник Полозов М.Н. изъявляет желание занять священническое место в этом храме, о чем усиленно просят его прихожане этого храма. Об этом священник Полозов будет просить Вас».
Но, к сожалению, счастливого финала так и не случилось. Здесь вплоть до закрытия хранилась деревянная резная чудотворная икона святителя Николая из Николо – Стопленской пустыни. Её перенесли верующие храма Федовскую церковь в 1943 г. Очевидцы вспоминают, что образ женщины из с. Федово всю дорогу несли на руках. После закрытия церкви икона была передана в Богоявленский собор г. Вышнего Волочка, где и находится по настоящее время.
Ещё одной чтимой иконой храма был образ св. вмчц. Параскевы Пятницы. В 1898 г. поднимался вопрос о поставке на видное место приобретённого на пожертвования прихожан киота и установке в оный иконы св. великомученицы Параскевы.
Близ стен Федовской церкви почти не сохранились старинные надгробия. Зато в «Русском провинциальном некрополе» значатся имена погребённых здесь: Свечин Алексей Семёнович, секунд-ротмистр, + 10 июня 1850 г., 89 л. – один из представителей древнего дворянского рода Свечиных, владевших усадьбой Дубровка в Новоторжском уезде (сейчас Спировский район); Шульгин Николай Дмитриевич, генерал-майор, + 11 февраля 1873 г., 68 л. и Шульгин Николай Николаевич, коллежский асессор, + 2 июля 1908 г.
Разграбили храм уже в 1980-е гг. приехавшие откуда-то строители. Была сделана попытка восстановить храм, но от неё стало ещё хуже: кровля была снята и новой так и не сделали, леса, поставленные вокруг церкви, сгнили, кресты упали, шпиль сгорел от удара молнии, живопись осыпалась, а иконостас разломали местные бомжи на дрова. Храм и погост сейчас представляют собой печальное зрелище.
Компиляция из статей Дениса ИВЛЕВА
По материалам сайтов: Георгия Победоносца и великомученицы Варвары – Георгиевский приход села Матвеево, Верхневолжье Православное – Издание Тверской Митрополии Русской Православной Церкви
Фото. № 1 ! с сайта Народный каталог Православной архитектуры
Фото. № 2 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары – Георгиевский приход села Матвеево
Фото. № 3 Владимира Полякова с сайта Тверские своды
Православные храмы Тверской земли