В 1916 году в селе Рютино на озере Пирос в Новгородской губернии был заложен усадебный храм-музей. Его основатель – Евгений Семёнович Рахлин-Румянцев (1876-1924), признанный в петербургских музейных кругах собиратель церковной старины, действительный член Санкт-Петербургского Археологического института. Коллекция, формированию которой Евгений Семёнович посвятил немало сил и средств, насчитывала много сотен произведений искусства. Особенно широко в собрании была представлена мелкая пластика, иконопись XVII-XVIII веков; немало было редких, первоклассных памятников. Свершившаяся революция не заставила Рахлина-Румянцева отказаться от своих планов. Строительство музея-храма продолжалось. Как сообщает М. Е. Каулен, в начале 1920 х годов в Рютине постоянно жили и работали М. С. Рахлин-Румянцев – заведующий музейным фондом, инвентарём и технической частью при музее; А. Е. Рахлин-Румянцев – заведующий “сооружениями и работами”; профессор-археолог Н. Ф. Романченко, составивший каталог-путеводитель по коллекциям храма-музея; инженер-архитектор Г. П. Хржостовский; реставратор Ф. А. Каликин. Кроме этих лиц, обеспечивавших непосредственные работы по зданию, коллекциям и экспозиции музея, были заведующие хозяйственной частью, столярными, печными и штукатурными работами, артельная кухарка, огородник и другие. Некоторые из них жили в Рютине вместе с семьями. Сам Евгений Семёнович, с гордостью именовавший себя в письмах и документах “основателем Храма-Музея”, формально в состав коллектива не входил, жил в основном в Петербурге, но часто приезжал в Рютино для надзора за работами.
8 октября 1922 года состоялось открытие Рютинского храма-музея. Были изготовлены пригласительные билеты и афиша. В Петрограде издан тиражом 300 экземпляров “Краткий путеводитель по храму-музею, сооружённому Е. С. Рахлиным-Румянцевым, в Новгородской губернии, Валдайского уезда, близ села Рютина” , из которого известно, что музейная экспозиция подразделялась на четыре отдела: 1) памятники медного литья, включавшие такие редкости, как энколпионы XII-XIII веков, киевская панагия, двусторонняя икона XIII-XIV века с изображением святых Георгия и Николая Чудотворца, “Знамение Богоматери” XV-XVI веков, памятники новгородского литья XVI века и другие; 2) отдел иконописи, представлявший разные русские школы XV-XIX веков; 3) произведения декоративно-прикладного искусства – финифть, резьба по дереву, церковная утварь, в основном XVIII-XIX веков; 4) паникадила и лампады XVI-XIX веков, всевозможных видов, как металлические, так и стеклянные, и хрустальные, разных форм и рисунков.
Рютинский храм-музей – настоящий культурный подвиг его создателя и сотрудников. Проект, родившийся на излёте “серебряного века”, был поддержан крупнейшими деятелями музейного дела – К. К. Романовым, С. К. Исаковым, С. Н. Тройницким, В. А. Верещагиным, В. А. Беклемишевым, В. И. Ерыкаловым, А. С. Николаевым и другими. “Райский музейный уголок”, “оазис культуры и просветительства” был создан, несмотря на трудные послереволюционные годы, голод и разруху в стране, на глубинную глушь (ближайшая станция Лыкошино находится на расстоянии 20 км по дороге, которая и сейчас является неважной). Впрочем, в начале XX века озеро Пирос с его усадьбами не было глушью для таких известных деятелей науки и искусства, как князь П. А. Путятин и Н. К. Рерих, производивших здесь историко-археологические исследования. При создании храма-музея Рахлин-Румянцев учитывал многовековые культурные накопления села Рютина и всего Припиросья в целом. Он чтил память просвещённой помещицы Елизаветы Алексеевны Поликострицкой, отпустившей на волю своих крепостных вместе с землёй ещё до реформы 1861 года (умерла 16 апреля 1863 года; на погосте села Рютина при Успенской церкви сохранилось надгробие её могилы) . Также хранил “мемории” усадеб известного этнографа и археолога Ивана Петровича Сахарова (1807-1863), предводителя дворянства Валдайского уезда барона Аполлона Карловича фон Гейкинга и прадеда Е. И. Рерих Василия Семёновича Азарьева. В начале 1923 года Рютинский храм-музей перешёл из разряда “частных” в государственную музейную сеть Новгородской губернии. При участии председателя Совета Государственного Эрмитажа С. Н. Тройницкого было принято решение о создании в усадьбе “экскурсионной базы” и “Дома отдыха для музейных деятелей настоящих и будущих” . Однако просуществовал Рютинский усадебный храм-музей меньше года. 13 августа 1923 года губернские власти его ликвидировали, постановив передать фонды в ведение Новгородского губернского музея и открыть в Рютино Новгородскую исправительно-трудовую сельскохозяйственную колонию. По иронии судьбы, именно заботе о преступниках ещё до революции много сил отдал Евгений Семёнович. Он был в разные годы директором Санкт-Петербургского благотворительного тюремного комитета, попечителем центрального женского арестного полицейского дома, секретарём Общества попечения о семьях ссыльнокаторжных, директором убежища имени Её Императорского Высочества принцессы Е. М. Ольденбургской для женщин, отбывающих наказание в Санкт-Петербургских местах заключения, директором Евгениевского приюта для арестантских детей-девочек.
После варварского разграбления его музея и передачи усадьбы для целей исправления преступников Рахлин-Румянцев переехал в Москву, где проживал по адресу: ул. Петровка, № 8, кв. 3, и устроился на должность “чрезвычайного уполномоченного по снабжению топливом музеев Северо-Западной зоны при ВЦИК”, в которой проработал не более четырёх месяцев. 5 января 1924 года он был арестован, обвинён в шпионаже и контрреволюционной деятельности и осуждён Коллегией ГПУ к расстрелу. 28 июля 1924 года приговор был приведён в исполнение на территории московской Яузской больницы . К сожалению, в самом Рютине и Бологовском районе Тверской области, к которому теперь это село административно относится, память о Евгении Семёновиче Рахлине-Румянцеве хранят лишь немногие старожилы. Местный летописец Н. А. Ласточкин сообщает о нём и его храме-музее сведения, идущие от устной традиции, не подтверждая их никакими документами. Единственным достоверным свидетельством Н. А. Ласточкина о Рютинском усадебном музее является опубликованная им фотография выявленных “остатков фундамента храма-музея” . Лишь благодаря Марии Елисеевне Каулен имя Е. С. Рахлина-Румянцева сегодня не забыто и его храм-музей вошёл в историю отечественного музейного дела.
В. Л. Мельников
По материалам сайта ГИС в Саратовском Государстевнном Университете
Фото. из фотоальбома группы В Контакте “Бологое историческое и окрестности”
Православные храмы Тверской земли