Поздний пример четырёхстолпного храма, выполненного в сдержанных формах русско-византийского стиля. Расположена в северной части села на невысоком холме. Церковный участок огорожен кирпичной оградой. Вокруг церквей в границах ограды старое, сильно заросшее кладбище. До 1980-х гг. сохранялась вторая, деревянная, церковь 1729 г., которая представляла собой чрезвычайно редкий тип ярусного строения, известный больше по иконописным изображениям и документальным источникам: два четверика на четверике, завершённые узким восьмериком.
Существующая церковь построена из кирпича в 1908 г., снаружи побелена, внутри отштукатурена и окрашена масляной краской. Венчающий храм пятиглавие – деревянное, каркасной конструкции, обшитое досками, сделано в виде восьмигранных глухих барабанов (центральный барабан больше угловых), имитирующих формы кирпичных глав. На завершение или не хватало материала, или, опасаясь дополнительной нагрузки на своды, сделали облегченное декоративное пятиглавие. В плане храм имеет форму прямоугольника, сильно вытянутого по оси восток-запад благодаря помещениям жертвенника и дьяконника, частично скрывшими выступ апсиды. С запада к храму примыкает притвор, а к нему – трехъярусная колокольня с шатровым завершением. Нижний ярус служит папертью, второй – церковной ризницей, а третий является ярусом звона. Колокольня завершена кирпичным фигурным барабанчиком.
Фасады храма разделены лопатками на прясла, и все декоративные элементы сосредоточены выше междуярусного карниза. Центральное прясло храма в отличие от остальных междуярусного карниза не имеет и выделено щипцом, возвышающимся над кровлей. Поле центрального прясла оформлено своеобразным большим киотом с килевидным завершением. В киоте, в верхней части, помещена круглая ниша – тондо, а ниже нее три арочных окна. Декоративные элементы фасадов (тяги, карнизы, нишы и т.д.) обработаны мелкой профилировкой. Такую же дробную профилировку получило деревянное пятиглавие.
Конструктивное решение храма с крещатыми столбами, подпружными арками и парусами для перехода к световому барабану, толщина стен и столбов – предполагали традиционное завершение храма барабаном с куполом. Вместо светового барабана устроили подшивной потолок – “небо”. Ветви креста центральной части храма перекрыты коробовыми сводами с распалубками. В остальных компартиментах храма своды крестовые. На второй ярус колокольни ведет внутристенная лестница, выше лестница деревянная на тетивах. Фрагментарно сохранился невысокий трехъярусный иконостас в русском стиле, окрашенный в светлосерый цвет, с позолоченными деталями.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1083; Памятная книжка Новгородской губернии на 1858 г. Новгород, 1858. С. 88; Плужников В.И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII в. / / Русское искусство первой четверти XVIII века. Материалы и исследования. Под редакцией Т.В. Алексеевой. М. 1974. С. 92, № 562. , С. 107. № 562; Галашевич А.А. Памятники деревянного зодчества Калининской области (ярусный тип храма)/ / Реставрация и исследование памятников культуры. М. 1982. Вып. 11. С. 107-108, 110.
А.Г.
По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Троицкая церковь была построена в конце 19-го века. Ныне подходы к ней заросли густым кустарником и лишь еле заметная тропинка ведёт к ней. Редкие туристы навещают её, да ещё любители “геокэшинга” (поиска по координатам) ищут здесь свой символический клад.
Когда эта церковь была закрыта – мне точно не известно, но вот факт, говорящий о том, что в январе 1962 г эта церковь ещё работала. В книге Вышневолоцкого краеведа Дениса Ивлева “На старой Чудинской дороге” на стр. 168 цитируется указ архиепископа Калининского и Кашинского Иннокентия от января 1962 г о переводе священника Белова М.И. из церкви с.Матвеево Спировского района в Турны. Перевод этот был фактически уступкой епархии местным властям, конфликтовавшим с независимым священником, поэтому священник, будучи уже пожилым (умер в 1966 г) и понимая унизительный, наказательный характер этого перевода-ссылки, на новое место службы не поехал. Так что в 1962 г церковь в Турнах ещё не была закрыта, но уже стояла без священника.
У алтаря Троицкой церкви ранее существовал фамильный склеп этой семьи Кршивицких, сооружённый из крупных блоков красного гранита и окружённый оградой. Но в настоящее время ограды нет, склеп разрыт, памятник опрокинут, и всё это заросло густым кустарником. Краеведы Лыкошинской школы несколько лет записали надпись с опрокинутого памятника: “Действительный статский советник Александр Фаддеевич Кршивицкий, родился 23 апреля 1842 г., скончался 26 апреля 1913 г.”
Вдове его повезло меньше – она умерла после революции. Поэтому лишилась и дома, и денег, и когда она умерла в доме своей бывшей кухарки, приютившей её, то была похоронена сердобольными крестьянами на этом же кладбище. Вот так оборачивается порой судьба: блистательная оперная певица, которой рукоплескали залы лучших столичных театров, принимавшая в гости брата царя в своём великолепном имении “Сухое”, умерла нищей и одинокой…
Алексей Крючков
По материалам сайта Putnik.ru
Фото. № 1 Alex Yurko с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2020 г.
Фото. № 2 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2009 г.
Православные храмы Тверской земли